Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 февраля 2005 г.

Питер Финн | The Washington Post

Переворот в России: масскультура воспевает КГБ

Образ бесстрашного русского шпиона, который спасает родину, если не весь мир, вновь выплыл из небытия. Никогда еще после расцвета 60-70-х годов, когда книги и фильмы о шпионах поразили воображение подростка Владимира Путина, российский секретный агент не прославлялся массовой культурой в таком масштабе, как сейчас. О ФСБ и ее предшественнике КГБ снимаются фильмы-боевики и телесериалы, пишутся романы. В честь спецслужб даже называют рестораны. Все это связано с тем, что в стране создаются новые образы кристально честных героев.

Появление образа героя-агента отражает желание Кремля культивировать патриотизм - в том виде, в котором его понимает Кремль: лояльность по отношению к сильному, централизованному и самодостаточному государству, какой хотел бы сделать Россию президент Путин.

"Многие писатели и кинорежиссеры сегодня придерживаются теории, что единственными "чистыми" институтами, которые мы унаследовали от Советского Союза, были спецслужбы, и без них жизнь в стране стала бы намного хуже, - говорит Наталья Иванова, заместитель редактора журнала "Знамя". - Существует связь между теми, кто приходит к власти, и тем, каких героев прославляет масскультура".

Как известно, Путин до прихода в политику сделал карьеру в Комитете госбезопасности, а затем - в ФСБ.

В 90-е годы в российских кинотеатрах и на телеэкранах доминировали голливудские фильмы и телесериалы, а также латиноамериканские "мыльные оперы". Подавляющее большинство отечественных картин разрабатывало тему криминала.

"Но в прошлом году появилась новая тенденция, - говорит Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино", - и это, безусловно, связано с попыткой властей сформировать патриотическое самосознание в стране, особенно учитывая приближение 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне".

В воскресенье российское Министерство обороны планирует начать вещание нового телеканала "Звезда", который называет "военно-патриотическим телеканалом". На этом канале будут идти документальные и художественные фильмы о войне с целью формировать "эффективное информационно-идеологическое влияние", написал министр обороны Сергей Иванов в письме, которое цитирует газета "Коммерсант". В прошлом месяце, пишет газета, министр критически отзывался о средствах массовой информации, сказав, что "нужно прекратить оболванивание людей ".

"После того как Путин пришел к власти, вместе с ним пришла идея, что КГБ - это гарант стабильности и безопасности, - говорит политический сатирик Виктор Шендерович. - Поразительно, но все сейчас пытаются создать легенды или сказки о спецслужбах".

В телесериалах, таких как "Красная капелла", "Диверсант" и "КГБ в смокинге", восхваляется роль КГБ в период борьбы с нацистами и позже, в годы холодной войны. В то же время вновь переживают "второе рождение" герои книг советской эпохи, например майор Пронин - калька с Джеймса Бонда. В прошлом году были опубликованы пять романов о майоре Пронине, и эти книги хорошо покупают, сообщил Михаил Котомин, редактор московского издательского дома Ad Marginem Press.

"КГБ представляет собой миф о славном прошлом, и сегодня есть тенденция искать героев в истории", - говорит Котомин. Кроме романов о майоре Пронине, он опубликовал серию книг о шпионах советской эпохи, и эти книги также пользуются популярностью среди современных российских читателей.

Редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей говорит, что российский кинематограф также производит фильмы, выставляющие КГБ в негативном свете. "У нас все-таки не Северная Корея, а плюрализм, - говорит Дондурей, имея в виду такие фильмы, как "Водитель для Веры" и "Дети Арбата". - Нельзя сказать, что у нас есть цензура, и КГБ все еще выставляется в некоторых фильмах в виде монстра".

Путина привлек в КГБ фильм советских времен "Щит и меч", о советском агенте в нацистской Германии. В книге "От первого лица", авторы которой описали свои разговоры с Путиным, есть слова российского президента о том, что в детстве его воображение поразили книги и фильмы о шпионах, особенно то, что в этих книгах и фильмах один человек добивался того, чего не удавалось целым армиям.

"Щит и меч" - это название одного из московских ресторанов, в котором есть такие реликвии, как письмо, подписанное Сталиным, и портрет Лаврентия Берии, убийцы и насильника, который был казнен после смерти Сталина.

Официантки ресторана носят зеленые рубашки с погонами, а шеф-повар заведения работал в Кремле в эпоху Леонида Брежнева. В обеденном зале стоит копия статуи Феликса Дзержинского, основателя НКВД.

Время от времени здесь ужинают внук Берии и родственники бывшего главы КГБ и генерального секретаря компартии Юрия Андропова. Его бюст выставлен в зале в честь 90-летия со дня рождения Андропова, говорит хозяин заведения Михаил Пискарев, чей отец был полковником НКВД. По словам Пискарева, большинство посетителей ресторана - сотрудники спецслужб, и "им здесь нравится".

Отвечая на вопрос о кровавом прошлом таких фигур, как Берия, чей бюст красуется в ресторане, Пискарев сказал: "Неважно, какие это были люди, они - часть нашей истории. Время и история покажут, кто сделал больше хорошего для нашей страны".

Отношение к старому врагу - Соединенным Штатам - в российских книгах и фильмах противоречиво. В некоторых из них Россия и США показаны как союзники, в других Соединенные Штаты стремятся ослабить Россию. Так, в романе "Белый легион" Ильи Рясного реформы Горбачева представлены как заговор ЦРУ, и от окончательного хаоса посткоммунистическую Россию спасает организация, состоящая из бывших кагэбэшников.

"Большая часть такой литературы - антилиберального характера. Не думаю, что авторы пишут по указанию Кремля, они просто улавливают желания властей и чувствуют, что в стране произошли перемены", - говорит Наталья Иванова, заместитель редактора журнала "Знамя".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru