Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 января 2002 г.

Редакция | Globe and Mail

Чеченцы в качестве мишени

Война с терроризмом под руководством США предоставляет союзникам удобную возможность попирать ключевые гражданские свободы во многих проблемных точках земного шара, - утверждает "Хьюман Райтс Вотч". Однако никого не должно удивлять, что нарушения прав человека в Чечне вызывают особое беспокойство.

Название "Чечня" не всегда было на слуху у президента Джорджа Буша. Однако еще несколько месяцев назад он соглашался с тем, что российские власти, ведущие борьбу с повстанцами в Чечне, далеко не всегда соблюдают права человека. Во время своей президентской предвыборной кампании он несколько раз критиковал Москву за проявляемую в Чечне жестокость, а не далее как в июне США поддержали резолюцию ООН, осуждающую эти злоупотребления.

События 11 сентября все изменили. Критика действий России в Чечне со стороны Буша сменилась молчанием, которое пришло с осознанием того, что многие чеченские повстанцы являются исламскими экстремистами, возможно, поддерживающими контакты с сетью Усамы бен Ладена. И если уж говорить откровенно, то Буш был в этом не одинок. Как канцлер Германии Герхард Шредер, так и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявили, что после терактов 11 сентября к жестокости российский войск в Чечне следует относиться по-другому.

Так что, возможно, новый друг Буша президент России Владимир Путин теперь считает открытым сезон охоты на мирных чеченских граждан. Именно такое впечатление складывается, если ознакомиться с ежегодным отчетом организации "Хьюман Райтс Вотч", опубликованном на прошлой неделе. Среди 66 стран, в которых проводились наблюдения, такие разные страны, как Израиль, Саудовская Аравия, Китай и Зимбабве - все они попали в черный список за нарушения прав человека в 2001 году. Однако хуже всего с этим обстоят дела у трех ключевых американских союзников: Египта, Узбекистана и России.

Проводимые российскими войсками в Чечне операции по зачистке повсеместно сопровождаются грабежами, произволом, пытками и исчезновением большого числа людей, - говорится в 670-страничном отчете группы. Две другие правозащитные организации (обе российские) на прошлой неделе во многом повторяли эти утверждения. Организация "Мемориал" обвинила военных в убийствах и избиениях мирных граждан, разрушении домов и осквернении местной мечети. Ассоциация российско-чеченской дружбы тоже сообщила о большом числе нарушений прав человека.

Это не новость. Когда российские войска впервые вошли в Чечню в 1994 году, они быстро уничтожили большую часть Грозного, подвергая его артобстрелам. После вынужденного ухода из Чечни в 1996 году, они предприняли новое наступление в 1999-ом, когда Москва возложила на чеченских повстанцев вину за взрывы жилых домов. С тех пор Россию постоянно обвиняют в зверствах, включая несколько крупномасштабных акций уничтожения задержанных мирных граждан. Всего за последние 2 года погибло по меньшей мере 3500 российских солдат и 11 000 чеченцев. По словам правозащитных групп, реальное число погибших намного выше.

В результате войны появилось большое количество беженцев; приблизительно 180 000 оставшихся без крова чеченцев переживают свою третью зиму в соседней Ингушетии. "Их бедственное положение выпало из поля зрения международного сообщества", - заявила на прошлой неделе благотворительная организация "Врачи без границ".

То же самое справедливо и в отношении вопиющих случаев нарушения прав человека в Чечне. Постоянно сравнивая события 11 сентября с чеченской войной, Путин выбрал правильную стратегию в своих отношениях с Белым домом, взамен заручившись молчаливым одобрением своих действий.

Безусловно, некоторые чеченские сепаратисты являются террористами; доказательством этому является длинная вереница злодейских преступлений. Однако Путин считает террористами их всех, или по крайней мере, всех их лидеров.

Это неправда, - заявил в пятницу Верховный комиссар ООН по делам беженцев Рууд Любберс после встречи с президентом Чечни Асланом Масхадовым, указав на его "ключевую роль" в любом мирном урегулировании. Однако, как и некоторым другим мировым лидерам, Путину выгодно толковать понятие "террорист" более широко. Это развязывает руки для проведения в Чечне военных операций, которые нельзя назвать иначе как массовым уничтожением.

Источник: Globe and Mail


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru