Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 июня 2005 г.

Ларри Элиот и Эшли Сигер | The Guardian

Дешевая нефть, прощай навсегда?

Растущий спрос и ненадежность поставок подняли цену на нефть до 60 долларов за баррель, и на сей раз ОПЕК, возможно, не сумеет помочь

Вчера впервые возникла угроза того, что цена барреля нефти перешагнет барьер в 60 долларов, и перед биржевыми маклерами встал вопрос "когда", а не "будет ли".

Сообщение о том, что нефтяное месторождение Forties в Северном море закрыто из-за технических проблем, потрясло и без того нервозный рынок, который лишь за прошлую неделю вырос на 11%, и цена подскочила до нового рекорда в 59,55 долларов. Хотя BP, которая эксплуатирует трубопровод на месторождении, заявила, что сегодня неполадки будут устранены, биржа нервно реагирует на любые сбои поставок при высоком мировом спросе, несмотря на обещания картеля ОПЕК увеличить добычу.

"Рынок настолько близок к 60 долларам, что почти обречен преодолеть этот барьер, - считают аналитики консалтинговой фирмы Refco. - В целом цены представляются неадекватно высокими, но мы вынуждены признать, что даже незначительный сбой в поставках или намек на него толкает их вверх".

Фьючерсные сделки вчера заключались по цене 59,25-59,50 доллара, чуть ниже рекорда, достигнутого в понедельник. В Лондоне баррель нефти марки Brent котировался чуть выше 58 долларов.

На этой неделе президент ОПЕК заявил, что в пятницу начнет консультации стран нефтяного картеля по поводу увеличения добычи на 500 тыс. баррелей в день, если цены останутся высокими. "Если до конца недели цены будут расти, как сейчас, я начну консультации со своими коллегами о добыче еще 500 тыс. баррелей в день", - заявил шейх Кувейта Ахмад аль Фахд аль Сабах.

Однако это обещание не отразилось на рынке, и аналитики не уверены, что ОПЕК имеет техническую возможность увеличить поставки. Биржа обеспокоена нехваткой перерабатывающих мощностей в США, где новые заводы не строят уже более 30 лет, похищением рабочих в Нигерии и долгосрочным влиянием обвинительного приговора, вынесенного российскому магнату Михаилу Ходорковскому, на объемы производства его компании ЮКОС.

В настоящее время аналитики рассматривают перспективы того, что цены на нефть останутся такими, как сейчас. Когда в 2003 году началось движение вверх, говорили, что спад наступит после охлаждения спроса и появления новых поставок. Однако на диаграммах четко прослеживается тенденция: каждый новый пик выше предыдущего.

Впрочем, в контексте мировой экономики есть некоторые основания для оптимизма.

Во-первых, с учетом инфляции цены на нефть ниже, чем они были после начала ирано-иракской войны в 1980 году. Во-вторых, свертывание индустриализации и расширение сектора услуг сделали западные экономики менее зависимыми от нефтепродуктов, чем во время потрясений 1970 годов, приведших к глобальному экономическому спаду.

Парадоксально, но последняя причина того, что высокие цены на нефть являются менее значимым фактором, заключается в том, что львиная доля цены, которую платят водители на бензоколонках, приходится на налог, по крайней мере в Европе. Чтобы цены на нефть реально отразились на кошельках водителей, нужно значительное повышение.

Это не означает, что влияние отсутствует. Рэй Холловэй из Ассоциации розничных торговцев бензином заявил, что нынешние проблемы вызваны нехваткой перерабатывающих мощностей в США в не меньшей степени, чем повышением цен на нефть. Но в любом случае бензин на британских заправочных станциях грозит побить рекорд. "Сегодня его средняя стоимость - 85,9 пенсов за литр, но скоро он побьет апрельский рекорд в 86,36 пенсов. Дизельное топливо, которое стоит 90 пенсов, побьет рекорд в 90,75 пенсов через несколько дней", - сказал он.

По его оценке, цены повысятся примерно на 2 пенса за литр и могут подняться еще выше в июле, когда в Америке после празднования 4 Июля откроется водительский сезон. Американский рынок самый большой в мире и всасывает в себя нефть и бензин со всего мира, в том числе из Британии. По прогнозу Холловэя, цены на бензин упадут в сентябре, когда американцы вернутся из отпусков, но он предупредил, что цена дизельного топлива, которое зимой используется в системах центрального отопления, осенью может еще повыситься.

Стюарт Томсон, аналитик Charles Stanley, заявил, что озабоченность в этом году вызывают глобальные поставки.

"По прогнозам, производство в России вследствие дела ЮКОСа упадет на 20%. Усиливается беспокойство по поводу политической ситуации в Нигерии. Несомненно, ОПЕК увеличит квоты, но большинство стран ведут добычу на пределе возможностей, а введение в строй дополнительных мощностей в Саудовской Аравии требует времени, так что ситуация на рынке останется тяжелой еще довольно долго. Учитывая ограниченность поставок, цена в ближайшем будущем, вероятно, достигнет 60 долларов за баррель".

Джулиан Ли, аналитик Центра глобальных энергетических исследований, заявил, что проблемы с поставками означают, что к снижению цен может привести только уменьшение спроса, который в прошлом году рос невиданными темпами в связи с глобальным экономическим ростом. "Цену определяет спрос, и на мировой экономике она отражается медленнее, чем в прошлом. Экономический рост настолько силен, что даже при замедлении он сохранит положительное значение".

Грэхэм Тернер из консалтинговой фирмы GFC Economics заявил, что в нынешнем году нет признаков замедления ни в Китае, ни в США. Китай, добавил он, стремится создать огромные запасы нефти.

"Все опасения прошлого года сохраняются. Поставки ограниченны, а две крупнейших экономики мира быстро растут. Это означает, что с ценами на нефть будут проблемы. Если нынешние тенденции сохранятся, цена может дойти до 65-70 долларов за баррель.

В этом году аналитики Goldman Sachs предсказали, что сохранение нынешних проблем с поставками в сочетании с сильным спросом может довести цены на нефть до 100 долларов за баррель.

Это может случиться, но в нефтяном бизнесе есть старая поговорка: высокие цены кончаются низкими ценами.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru