Завершился Стамбульский саммит ОБСЕ. Провала, которого многие опасались после выступления президента Ельцина, так и не произошло. Однако его участники смогли убедиться, что отношения между Россией и Западом еще долго не смогут вернуться на тот высокий уровень, который был достигнут десять лет назад, когда была подписана Парижская Хартия, засвидетельствовшая окончание холодной войны.
Европа вступает в новое тысячелетие, так и не сумев избавиться от политических и культурных противоречий, а ведь после падения Берлинской стены казалось, что они окончательно преодолены. По мнению многих экспертов, Стамбульский саммит свидетельствует об обратном, несмотря на многочисленные попытки участников встречи сгладить возникшие противоречия.
На саммите были единогласно одобрены три документа, подписание которых по крайней мере создает впечатление, что все страны ОБСЕ придерживаются единых взглядов на необходимость сотрудничества в деле развития демократии, урегулирования конфликтов мирным путем и соблюдения прав человека. По мнению высокопоставленных представителей ОБСЕ во главе с ее председателем Кнутом Воллебеком, Итоговый документ саммита, Хартия европейской безопасности и видоизмененный Договор об обычных вооруженных силах в Европе свидетельствуют о продолжающемся в Европе процессе сотрудничества, интеграции и укрепления доверия.
Главной темой обсуждения на встрече в верхах стала Чечня - по другому и быть не могло. Однако, Воллебек ( равно как его преемник на посту председателя ОБСЕ Вольфганг Шюссель, а также предшественник Бронислав Геремек) не сумели смягчить разочарование тех, кто считал ОБСЕ способной заставить Москву прекратить чеченскую войну.
Россия со всей определенностью дала понять, что некоторые положения принятых на саммите документов - которые западные, попытались представить как уступку со стороны России - ее ни к чему не обязывают. "Со стороны России никаких уступок не было",- заявил министр иностранных дел России Иванов, напомнив, что Россия по-прежнему выступает против посреднических усилий ОБСЕ в Чечне.
По словам Иванова, окончательное урегулирование чеченского конфликта должно быть политическим, однако Россия совершенно не намерена соглашаться с посреднической ролью ОБСЕ. Тем временем боевые действия в Чечне продолжаются. По заявлению правозащитника Сергея Ковалева, который после смерти Сахарова является моральным авторитетом в России, в Чечне систематически нарушаются права человека, - отмечает автор.