Уильям Одом, генерал в отставке, в прошлом - директор Агентства Национальной Безопасности США, сегодня - один из ведущих специалистов Гудзонского института, выступает с критикой американской политики в отношении России.
Когда на прошлой неделе Клинтон пошел на конфронтацию с Ельциным, казалось, что американский президент дал понять о намерении занять жесткую позицию в отношении России. Но нет: в своем выступлении Клинтон, как обычно, лишь указал России, что она слишком медленно движется к демократии, и подчеркнул, что Западу следует проявить терпение.
Беглый взгляд на Россию свидетельствует о том, что Клинтон не прав. Президент призывает к терпению, а Россия в это время нарушает Договор об обычных вооруженных силах в Европе, наращивая свой воинский контингент на Северном Кавказе. Кроме того, она поставляет оружие Армении, не позволяя урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе, и оказывает сильное давление на Грузию и Азербайджан, требуя согласия на присутствие российских войск на их территории.
Премьер-министр России Владимир Путин призывает к увеличению военных расходов, значительная часть которых пойдет на финансирование чеченской кампании, которая уже унесла тысячи человеческих жизней и привела к появлению огромного числа беженцев. Оппозиционно настроенные политики сообщают о преследованиях со стороны спецслужб. Финансовые магнаты используют возможности подконтрольных СМИ для обливания друг друга грязью в преддверии президентских выборов, - пишет Одом.
Какие шаги предпринимает Запад? Он готовится предоставить России новый кредит МВФ. Директор-распорядитель МВФ Камдессю заявил, что прекратит предоставление денежных средств Москве, если заметит, что неконтролируемый рост военных расходов наносит серьезный удар по бюджету. Однако нормальная ситуация с финансированием основных предприятий российского ВПК, которая наблюдалась в последние несколько лет, свидетельствует, что средства МВФ прямо или косвенно способствовали производству оружия. Экономические реформы, естественно, оказались в загоне, - пищет автор.
В создавшемся положении дел нельзя винить только Клинтона и проводимую им политику. Однако факты говорят, что эта политика не привела к желаемым результатам. Позицию администрации США в отношении России правильнее всего отражает формула "услуга за услугу".
Клинтон предлагает согласиться с тем, что Россия по-прежнему является сверхдержавой и что долг США - уговорить МВФ, Всемирный банк и частных инвесторов оказать ей финансовую помощь. В ответ Клинтон ожидает от России прогресса в деле осуществления либеральных демократических преобразований и конструктивной позиции на международной арене. Однако в данном случае принцип "услуга за услугу" не может сработать, поскольку Клинтон неправильно оценивает реальное состояние дел в России, а также ее возможности.
Во-первых, Россия не является ни сверхдержавой, ни даже крупнейшей европейской державой. Подобно большинству посткоммунистических стран, это слабое государство, руководители которого используют право собственности в своих интересах. Они не могут установить в стране нормальный правопорядок и не способны обеспечить население минимальным комплексом услуг. Между тем региональные руководители, финансовые магнаты, криминальные группировки и другие социальные и политические силы ведут борьбу за контроль над финансовыми потоками - при этом сами они практически ничего не производят.
Подобный синдром "слабого государства" не является чем-то исключительным. Он свойственен странам третьего мира и обычно длится достаточно долго. Со своей стороны, западные советники оказываются не на высоте, предлагая нереальные рецепты выхода из создавшейся ситуации. Поддерживая у российской стороны иллюзии, что Россия по-прежнему остается великой державой, администрация Клинтона лишь поощряет Москву к безответственному поведению, о чем свидетельствует недавний конфликт в Косово, - утверждает генерал.
Наличие у России ядерного оружия не дает ей право считать себя сверхдержавой.
Во-вторых, предоставление денежных средств слабым государствам не только не приводит к экономическому росту, но лишь поощряет расточительность и не способствует сбору налогов. Эти государства не считают нужным устанавливать надежно гарантированные права собственности, создавать независимую судебную систему и проводить ответственную политику. А ведь все это необходимо для эффективного экономического развития.
Рассмотрим последствия предоставления России кредитов МВФ. Они позволяют российскому правительству не только игнорировать мнение парламента по поводу расходования денежных средств, но и выводить эти средства из-под контроля со стороны общественности, тем самым не способствуя сбору налогов, - пишет Одом.
В свою очередь, слабость налоговой системы уменьшает контроль над региональными властями со стороны центра. Из 89 регионов около 46 заключили с центральным правительством договоры, которые противоречат Конституции. В настоящее время многие регионы открыли в Москве свои представительства. Большинство губернаторов руководят своими регионами как феодалы, не обращая внимание на либеральные демократические институты.
В-третьих, предстоящие в России выборы - даже при наличии конкуренции - не приведут к созданию "либеральной" демократии. В ходе выборов настоящие либеральные преобразования не происходят: они осуществляются элитами, которые согласны гарантировать соблюдение прав каждого гражданина. Более того, либеральные преобразования должны подкрепляться реформами органов власти. Речь идет о принципе разделения властей, особенно в плане контроля над расходами.
Представители российской элиты безнадежно далеки от единства мнению по поводу харатера возможной конституционной реформы. Права собственности намеренно прописаны весьма расплывчато, а парламент не обладает реальным контролем над расходам. Указы, которые президент издает в одностороннем порядке, имеют силу закона и очень часто касаются как раз расходования денежных средств. В итоге Ельцин сосредоточил в своих руках всю полноту власти, что не имеет ничего общего с либеральной демократией.
Дело в том, что Россия просто не находится на пути к либеральной демократии и эффективной рыночной экономике. Периодические утверждения, что положение дел в российской экономике выправляется или что демократические преобразования в России, хотя и медленно, но осуществляются, только вводят в заблуждение. Президенту Клинтону следует задать своим советникам по России несколько нелицеприятных вопросов, - заключает автор.