22 ноября 2002 г.

Кедалл Пауэлл | Nature

Человек приручил собаку еще в каменном веке

Гены и поведение собак говорят о том, что они - очень старые друзья человека

Человек приручил собаку очень давно. Новые исследования показали, что собаки жили вместе с людьми еще в Каменном веке и вместе с человеком пересекли Берингов пролив и заселили Новый мир. Исследователи говорят, что со временем собаки научились очень хорошо понимать людей.

Скорее всего, собаки (Canis familiaris) были приручены в Восточной Азии в эпоху палеолита, примерно 15 000 лет назад. Жителям региона удалось вывести волков (Canis lupus), лишенных агрессивности. Такой вывод сделал Питер Саволяйнен и его коллеги, сравнившие гены собак и волков, живущих в различных регионах мира. В Китае, Таиланде, Камбодже, Тибете, Корее и Японии больше уникальных генетических типов собак, чем в Европе, Западной Азии, Африке и арктической Америке.

"Скорее всего, все собаки пришли из Восточной Азии в Европу, а не наоборот", - сказал Саволяйнен, биолог Королевского технологического института в шведском Стокгольме. Его лаборатория изучила родословную животных, сравнив ДНК собак и волков.

По словам Саволяйнена, были обнаружены несколько генетических типов собак, которые соответствуют "различным ветвям генетического дерева волков". Эти ветви расположены достаточно далеко друг от друга, а значит, в основании их стоят разные волчицы. Одновременно они достаточно близки, то есть восходят к одной популяции волков. Ученый предполагает, что собака была приручена несколько раз в одном регионе Восточной Азии.

Как показали генетические исследования, проведенные группой ученых во главе с Дженнифер Леонард, 12000-14000 лет назад собаки как минимум пяти различных генетических семейств вместе с человеком перешли из Сибири на Аляску, а потом дальше на юг по двум американским континентам.

Ученые изучили ДНК собак, останки которых найдены в Мексике, Боливии, Перу и на Аляске. По своей генетической структуре американские собаки ближе к евразийским собакам и волкам, чем к американским серым волкам.

Леонард, биолог Национального музея естественной истории в Вашингтоне, сказала, что люди "давно поняли, как полезно иметь домашних животных". Собаки служили часовыми, транспортными средствами, помогали охотиться на буйволов и мастодонтов.

По словам Леонард, если собаки были приручены 15000 лет назад, значит, им удалось распространиться по всем трем континентам всего за несколько тысяч лет. В это время люди были охотниками-собирателями и жили относительно изолированными группами.

Пока неизвестно, когда именно появились собаки. Саволяйнен предполагает, что это могло произойти еще 40000 лет назад. Археологических данных о собаках очень мало.

Джулиэтт Слаттон-Брок, специалист по истории домашних животных в лондонском Зоологическом музее, сказала, что возраст большей части ископаемых останков собак - всего 7000 лет. "Так что 15000 лет назад - это слишком рано", - считает она.

В любом случае в ходе общей истории человек и собака научились очень хорошо понимать друг друга. Исследования, проведенные лабораторией Брайана Хэйра, показали, что собаки понимают, когда человек сообщает им, где спрятана пища, лучше, чем шимпанзе или выросшие в неволе волки. Щенки любого возраста следуют человеческому взгляду или бегут туда, куда им показывают пальцем, даже в том случае, когда у них нет длительного опыта общения с людьми.

По словам Хэйра, шимпанзе - наши самые близкие родственники, "но они очень плохо умеют сотрудничать и общаться с людьми". Собаки же эволюционировали вместе с людьми, а потому научились понимать человека.