Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2004 г.

Джулиус Стросс | The Telegraph

Россия тоскует о старом миропорядке

Это было старомодное, вызывающее выступление в лучших традициях холодной войны. На ежегодном совещании руководящего состава Вооруженных сил лидер крупнейшей страны мира объявил о разработках секретного ядерного оружия. Оно даст Кремлю преимущество перед соперниками. Оно станет оружием, которого "нет и не будет у других ядерных держав".

Подобная напыщенная похвальба была обычным делом в эпоху ядерной гонки 1960-1970-х годов, однако эти слова прозвучали в Москве в обращении президента России Владимира Путина в начале этой недели. Эта полемическая риторика на фоне симптомов ужесточения линии Кремля лишний раз показывает, что Россия укрепляется в намерении восстановить свой статус сверхдержавы.

Люди в Кремле говорят, что мечта Путина - восстановить на пепелище Советского Союза империю во главе с Россией. Он надеется, что, используя по максимуму политические и экономические ресурсы региона, Россия сможет вернуть себе выдающееся положение в мире.

В первые четыре года своего президентства Путин сконцентрировался на внутренней политике - консолидировал власть и устанавливал контроль над магнатами, которые при Ельцине фактически управляли страной.

Только вчера правительство объявило, что основной актив ЮКОСа, осаждаемой нефтяной компании, некогда принадлежавшей Михаилу Ходорковскому, будет продан в следующем месяце. Роману Абрамовичу, миллиардеру и владельцу футбольного клуба "Челси", тоже грозит налоговый счет.

Однако на пятом году своего максимально предусмотренного в России восьмилетнего президентского срока Владимир Путин, судя по всему, решил сосредоточить свою энергию на международной политике.

Никто не предполагает, что Кремль хочет вернуться в состояние холодной войны. Даже российские аналитики соглашаются, что объявление о прорыве в области ядерного оружия - это в большей степени попытка произвести впечатление на российскую аудиторию, чем бряцание оружием.

Однако свидетельства новообретенной уверенности России и ее склонности вмешиваться в чужие дела можно обнаружить во многих проявлениях жизни в этой части мира. В центрально-азиатских республиках Киргизстан и Таджикистан Путин противопоставляет высадке солдат армии США расширение российского военного контингента.

В Грузии и Молдавии Путин откладывает вывод российских войск, не обозначая новой даты.

В непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия российское правительство открыто поддерживает сепаратистов. Москва также пытается объединить Белоруссию, Украину и Казахстан в единую экономическую зону, которую она собирается контролировать. Только балтийские государства, являющиеся теперь членами ЕС и НАТО, кажется, вышли из-под контроля Москвы.

Некоторые российские аналитики настаивают, что амбиции Кремля естественны. Генеральный директор Московского экспертного института Андрей Нещадин говорит, что территория бывшего Советского Союза охватывала естественную зону военных и экономических интересов России.

Но с другой стороны звучат опасения, что распад Советского Союза, который Путин считает "национальной трагедией", - это только прелюдия для новой формы российского империализма.

Дмитрий Орешкин, глава исследовательской группы "Меркатор", говорит: "Менталитет Путина и его ценности остаются глубоко советскими. Для него собрать воедино бывшие советские республики - это глубокая психологическая и политическая потребность".

"Такая политика играет на имперских амбициях россиян. Многие готовы заплатить высокую цену, если благодаря этому они снова смогут почувствовать себя гражданами великой страны".

На этот раз, говорят аналитики, российское продвижение будет происходить не под предводительством политических комиссаров, за которыми стоят танки и самолеты. На этот раз во главе пойдут торговцы нефтью и газом с миллиардами нефтедолларов, готовые предложить скидки на энергоресурсы в обмен на влияние.

Не все россияне одобряют такие неоимпериалистические замашки. Многие предпочли бы, чтобы новое богатство страны расходовалось на восстановление инфраструктур, улучшение медицинского обслуживания и уменьшение бедности.

Другие настаивают, что огромные финансовые ресурсы Америки делают попытки России бороться за мировое влияние просто смешными.

Марк Урнов, директор исследовательского центра "Экспертиза", сказал: "России давно пора примириться с тем, что она больше не сверхдержава. Но имперское мышление трудно изживается".

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru