Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

Оппозиция Путину

Аналитик агентства UPI Питер Лавелль и эксперты Дональд Дженсен, Дэйл Херспринг, Влад Собелл, Януш Бугайски и Патрик Армстронг говорят о возможности появления в России оппозиции линии Кремля по концентрации власти и жесткому контролю российской политики.

UPI: Владимир Путин предлагает "укрупнить" политические партии, приняв закон о том, что для участия в выборах партии необходимо иметь в своем составе 50 тысяч человек из всех 89 регионов России. В настоящее время "порог" партии для права на участие в выборах - 10 тысяч человек. Также Путин предлагает такие политические реформы, как назначение губернаторов, а также отмена выборов депутатов Госдумы по территориальному принципу и выборы депутатов только по партийным спискам. Все эти идеи Кремля в ближайшем будущем обретут форму законов. Может ли оппозиция что-либо этому противопоставить?

Дума находится под контролем прокремлевской партии "Единая Россия", союзниками которой являются популисты из движения "Родина" и ЛДПР. Кремль фактически полностью контролирует политическую обстановку в стране, в оппозиции находится лишь ослабленная Коммунистическая партия, а также партии, которые оказались вне власти, - "Яблоко", СПС и несколько небольших разрозненных групп.

Оппозиция Кремлю очень разобщена. Недавно между коммунистами и "Яблоком" все-таки начался диалог, чего нет у остальных других представителей оппозиции. Очевидно, на это и надеется Кремль - чтобы оппозиционные партии сами рыли себе могилу, усиливая разногласия между собой и игнорируя общие интересы.

Дональд Дженсен, директор по коммуникациям "Радио Свобода - Свободная Европа": В демократических странах, политические партии выражают интересы избирателей, представлены на местном уровне, и у избирателя есть возможность выбора. В России же сегодня нет настоящих партий, за исключением Коммунистической партии. Есть лишь несколько группировок для представителей политической элиты. Виноват в этом не один Путин, а во многом такие факторы, как слабость российских политических институтов, слишком большие полномочия исполнительной ветви власти, и пассивность населения. Поэтому в России нет партий, которые бы выполняли роль посредников между гражданами и государством, и представители большого бизнеса либо бюрократы могут оказывать прямое влияние на принятие важных для страны решений без контроля со стороны политических партий.

В условиях объявленного Путиным "укрупнения" партий, российские политические партии не имеют условий для того, чтобы формировать коалиции и совместно оказывать влияние на политическую ситуацию в стране, как это делают европейские партии. В России для этого нет соответствующих политическим институтов, кроме того, это невозможно в условиях враждебного отношения к партиям со стороны властей. Тем не менее есть повод надеяться, что Россия пойдет по пути демократии, несмотря на кремлевскую политику "закручивания гаек". Российские интеллектуалы, представители малого и среднего бизнеса и некоторые региональные лидеры, которых игнорирует путинская система, представляют собой потенциально опасную оппозиционную силу. Избиратели начинают стремиться к иной системе ценностей, чем политические лидеры, и не исключен вариант, что в один прекрасный день граждане "проснутся", как это было в 80-х годах. Кроме того, режиму уже не удастся, как раньше, контролировать информационные потоки - этому мешает развитие интернета и других новых средств массовой информации.

Дейл Херспринг, профессор политологии из университета штата Канзас, бывший дипломат: В существующих сегодня в России политических партиях мало места для оппозиции. Путин считает, и многие в России соглашаются с ним, что централизация власти более важна, чем развитие многопартийности. В большой степени это произошло по причине слабости лидеров оппозиционных партий. Тот факт, что оппозиционные партии основываются, в основном, на личности их лидеров, а не на экономической программе этих партий, также не способствует развитию демократии в России.

Пройдут долгие годы, прежде чем в России будут создаваться политические партии по западной модели. К оппозиции начнут прислушиваться, и Дума в итоге станет более самостоятельной, но это произойдет не скоро.

Влад Собелл, старший экономист британского Daiwa Institute of Research: Причина провала так называемых "либеральных партий" в России - их отказ объединиться и разработать программу совместных действий. Не Путин, но "демократы" предают молодую российскую демократию, постоянно пререкаясь между собой. Они не воспользовались прекрасными возможностями для построения либерализма, которые были в посттоталитарной России. Союз "Яблока" с коммунистами не дает надежд на создание успешной политической программы. Григорий Явлинский обладает непревзойденным талантом избегать брать на себя политическую ответственность, и сегодня он опять - в своем амплуа.

России нужна стабильная партийная система, с оппозицией, которая имеет внятную стратегию, а не битва под истерическими лозунгами против "путинской диктатуры".

Я надеюсь, что российский режим в итоге сам сделает шаги по созданию многопартийной системы.

Януш Бугайски, директор восточноевропейского направления в Центре стратегических и оборонных исследований в Вашингтоне: Оппозиция из демократов и коммунистов может противопоставить многое политике Путина по централизации власти. Путин имеет государственные институты, экономическую базу, спецслужбы и поддержку большой части населения. Между тем коммунисты оказались на обочине политической жизни, была проведена кампания по их дискредитации, а демократов считают "ставленниками Запада".

Гражданское общество в России - очень слабое, и маловероятно, что в ближайшем будущем в стране возникнет объединенная оппозиция. Тем не менее оппозиция должна продолжать свою деятельность, невзирая на тот факт, что она малочисленна и не оказывает влияния на политику правительства. Оппозиция может в итоге сослужить хорошую службу России, обличая политику Путина и заложив основы либеральной демократии.

"Путинизм" может доминировать в России еще долгое время. Молодое поколение россиян, на которое так надеются на Западе, может оказать более националистически настроенным, чем их "советские" родители. "Путинизм" может прекратить свое существование только тогда, когда государство окажется в кризисе, например, после падения цен на нефть и эскалации конфликтов в регионах, таких, как Северный Кавказ.

Ближайшее будущее для российской оппозиции выглядит безрадостным, так как Путин убедил слишком многих западных лидеров в том, что он - лучший и самый надежный партнер для них.

Патрик Армстронг, аналитик канадского правительства по военным вопросам: Сегодня политическая оппозиция в России малочисленна. Либеральные партии не объединяются между собой и поэтому теряют голоса избирателей, а коммунистическая партия представляет собой странную смесь идей ленинского интернационализма и русского национализма.

"Единая Россия" - это не партия, а просто пьедестал для начальников и карьеристов. Избирательная система не работает должным образом, появляются многочисленные партии-однодневки, которые после провала на выборах бесследно исчезают.

Учитывая низкий уровень развития культуры политического плюрализма в России, политика президента по назначению губернаторов мне кажется антидемократической.

Сопротивление этой политике появится, но не со стороны разобщенной политической оппозиции, а со стороны других социальных групп российского общества.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru