Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2005 г.

Юка Хаяси и Грегори Уайт | The Wall Street Journal

Япония и Россия пытаются начертать новое будущее

Саммит призван продемонстрировать, что торговля должна развеять недоверие, но сделок заключено мало

На вчерашнем саммите в Токио лидеры Японии и России мало что могли сказать о прогрессе в урегулировании давнего территориального спора и стремились выдвинуть на первый план экономические связи.

Но, хотя стороны собрали беспрецедентные делегации руководителей бизнеса, встречи принесли мало сделок. Президент России Владимир Путин пообещал, что запланированный трубопровод, который будет транспортировать нефть через Сибирь, в будущем продлят до Тихого океана, но не сказал когда.

Россия, второй по величине производитель нефти после Саудовской Аравии, уже назвала 2008 год как срок завершения строительства первой части трубопровода, по которой нефть пойдет в основном в Китай, являющийся главным конкурентом Японии в борьбе за энергоресурсы.

На встрече с японскими бизнесменами Путин призвал их активнее инвестировать в Россию, где европейские и американские компании ведут дела более энергично. Отметив, что прямые японские инвестиции составляют всего 1% от общего объема инвестиций, ежегодно получаемых Россией, он заявил, что такая ситуация неадекватно отражает экономические позиции двух стран.

Одним из препятствий является взаимное недоверие, порожденное давней напряженностью между сторонами. В последние дни Второй мировой войны СССР оккупировал четыре японских острова, и отказ Москвы вернуть то, что в Японии называют "северными территориями", а в России Южными Курилами, до сих пор мешает странам подписать мирный договор. Путин и его японский коллега Дзюнъитиро Коидзуми вчера заявили, что надеются урегулировать территориальный вопрос. Но не сообщили о каком-либо прогрессе.

Несмотря на этот конфликт, Путин заявил, что отношения России с Японией за последние несколько лет заметно улучшились. Ожидается, что объем торговли между странами в этом году достигнет рекордного показателя в 10 млрд долларов, тогда как в 2004 году он составил 8,8 млрд долларов, однако Япония занимает только 10-е место среди торговых партнеров России, отставая от многих европейских стран, США и Китая.

На протяжении последнего десятилетия японцы были заняты преимущественно внутренними проблемами и не хотели выходить на такой непредсказуемый рынок, как российский. В последние годы ситуация изменилась, и в Россию пришли несколько крупных компаний, например Toyota Motor Corp., которая строит под Петербургом завод стоимостью 15 млрд иен (126 млн долларов). Президент Toyota Хироси Окуд вчера заявил, что встреча, в которой приняли участие более 500 руководителей бизнеса, "свидетельствует о том, что в японско-российских экономических отношениях наступает новая эра".

Несмотря на то что Путин призвал японские компании инвестировать активнее и пообещал продолжить работу над улучшением инвестиционного климата в своей стране, отношение России к роли иностранного капитала представляется двойственным.

Поскольку экономический рост продолжается уже пять лет, а нефтегазовый экспорт приносит немалые доходы, России уже не так нужен капитал, как в 1990-е годы. Правительство завершает работу над правилами, которые ограничат иностранное присутствие в стратегически важных секторах. Иностранные инвесторы продолжают борьбу с обременительным регулированием: например, Japan Tobacco Inc. оспаривает в российских судах налоговые претензии на сумму 79 млн долларов, утверждая, что эти претензии являются результатом непонимания российскими налоговиками западных стандартов бухгалтерии.

В то время как главным преимуществом японских компаний является доступ к капиталу, крупные российские энергетические компании все чаще нуждаются в партнерах, способных предложить привлекательные зарубежные активы и уникальные технологии. В этом году российский газовый гигант "Газпром" не включил две японские компании в "короткий список" потенциальных партнеров в крупном арктическом проекте, отдав предпочтение американским и европейским компаниям.

А президент государственной нефтяной компании "Роснефть" Сергей Богданчиков вчера в Токио заявил, что его компания нуждается в совместных предприятиях в Азии для выхода на рынок нефтепродуктов, что дало бы "Роснефти" возможность продавать не только сырец.

Китай и Япония не первый год маневрируют вокруг проекта по строительству сибирского трубопровода: Пекин добивается строительства прямой трассы в Китай, а Токио - магистрали, идущей на тихоокеанское побережье. Пока Кремль пытается удовлетворить обоих претендентов, обещая к концу 2008 года построить трубопровод протяженностью 2560 миль, который окажется на некотором расстоянии от побережья, и обеспечить дальнейшую поставку по железной дороге.

Китайские власти обсуждают строительство собственного трубопровода, напрямую связанного с российской системой, вызывая в Токио опасения, что поставки на побережье будут незначительными.

Вчера Россия и Япония подписали соглашение, по которому Москва обязуется обеспечить поступление нефти по этому трубопроводу не только в Китай, но и на другие азиатские рынки. Стороны договорились также обсудить вопрос о сотрудничестве на втором этапе проекта стоимостью 12 млрд долларов, на котором будет построена ветка к Тихому океану.

"Тихоокеанский трубопровод служит интересам обеих стран", - заявил Коидзуми. Он отметил, что в число источников напряженности входит Пекин, призвал Путина проявлять осторожность в экспорте вооружений в Китай, являющийся главным покупателем российского оружия, и попросил Россию быть более открытой в вопросах, касающихся совместных с Китаем военных учений.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru