Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 ноября 2006 г.

Джуди Демпси | International Herald Tribune

Проблема для Европы: России тоже нужен газ

Когда "Газпром", российская гигантская государственная газовая монополия, в прошедшем январе прекратил поставки Украине в ходе споров из-за цены, озноб прошел по зимней Европе, которая начала энергичнее искать способы снизить зависимость от российского газового импорта, найдя новых - и разных - поставщиков.

В последующие месяцы этот поиск провел на Западе четкий водораздел между пророссийским и антироссийским лагерями - теми, кто считает Россию точно таким же надежным источником, как альтернативы на Ближнем Востоке, в северной Африке и к югу от Сахары, и теми, кто думает, что Россия использует свои энергетические ресурсы в политических целях.

Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который теперь возглавляет усилия по строительству Балтийского трубопровода, транспортирующего газ напрямую из России в Германию и тем самым ослабляющего Белоруссию, Украину и Польшу как страны транзита, олицетворяет первую группу.

Эта группа, куда входят немецкие социал-демократы, а также крупные энергетические компании из Германии, Италии, Голландии и Франции, утверждает, что Россия - надежный поставщик, а ее зависимость от прибылей от продажи газа в Европу ничуть не меньше европейской потребности в получении энергии. Согласно этой концепции, энергетические прибыли помогут ускорить и стабилизировать развитие России и, таким образом, экономически и мировоззренчески сблизить ее с Западом.

По другую сторону стоят разнообразные западные консерваторы, давно не доверяющие Москве, и бывшие страны советского блока, помнящие о коммунистическом господстве и торговом диктате Кремля. К восторгу части поляков и литовцев вице-президент США Дик Чейни в этом году, выступая в столице Литвы Вильнюсе, обвинил Россию в использовании ее громадных энергетических ресурсов для "шантажа".

Но это Польша, где националистическое консервативное правительство возглавляет в ЕС группу, которая считает, что Россия использует энергию как политический инструмент. Премьер-министр Ярослав Качиньский грозится заблокировать саммит ЕС-Россия на этой неделе отчасти из-за энергетических поставок, но также из-за длящегося уже год российского запрета на польскую сельскохозяйственную продукцию, которая, по утверждениям России, не соответствует санитарным нормам.

"Мы являемся жертвами многих негативных шагов России в отношении Польши, - сказал Качиньский во вторник в интервью выходящей массовым тиражом газете Fakt. - Россия должна смириться с тем, что эпоха ее власти над Варшавой кончилась".

Но эти идеологические споры, которые полыхают с удивительной энергией и даже злобой через 17 лет после падения Берлинской стены, заслоняют, пожалуй, менее приятную правду. России может не хватить газа, чтобы обогреть и европейцев, и россиян будущими зимами.

"Дело не в репутации России как надежного поставщика газа в Европу, - сказал Джонатан Стерн, директор газового направления в Оксфордском институте энергетических исследований. - Реальность заключается в том, что есть предел, какое количество газа Россия может продавать Европе. Думаю, что Европа этого не понимает, но мы приближаемся к пределу российского экспорта. России самой нужен газ".

Признаки появились в морозы января-февраля, когда спрос и в Европе, и в России достиг рекордных высот. По словам Владимира Милова, президента независимого Института энергетической политики в Москве и бывшего заместителя министра энергетики, "сокращения газовых поставок на электростанции Центральной России достигли 80-85% от базовых контрактных объемов".

Милов, ушедший со своего поста в 2002 году, когда ему не удалось убедить президента Владимира Путина реструктурировать "Газпром" и увеличить его конкурентоспособность, разделив его и дав регулирующим органам реальную власть, говорит, что российские и европейские потребители могут столкнуться с нехваткой 100 млрд кубометров газа в год по сравнению с реальным спросом начиная с 2010 года. "Россияне страдают от монополии в газовом секторе", - заявил Милов.

В прошлом году "Газпром" произвел 547,1 млрд кубометров. Из этого количества почти 300 млрд кубометров было поставлено отечественным потребителям по субсидированным ценам и примерно 150 млрд - продано в Европу.

Компания заявила, что планирует увеличить производство до 560 млрд кубометров к 2010 году. И даже если спрос в России вырастет, заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев отвергает предположение, что Россия пересмотрит свои газовые контракты с Европой.

В одном из недавних интервью он заявил, что "Газпром" является и останется в будущем надежным партнером Европы. В прошлом году "Газпром" обеспечил 23% европейских газовых потребностей.

И все же для страны, которой принадлежит 40% мировых газовых резервов, то есть крупнейшие запасы в мире, нехватки, с которыми она может столкнуться, выглядят противоестественной ситуацией.

Роберт Ларссон, энергетический аналитик шведского Исследовательского оборонного агентства, сказал, что главная причина заключается в том, что "Газпром" покупает газ, а не разрабатывает месторождения".

Глава "Газпрома" Алексей Миллер недавно прекратил переговоры с несколькими иностранными энергетическими компаниями, включая Conoco Philips из США и Norsk Hydro из Норвегии, о разработке огромного Штокмановского месторождения в Баренцевом море.

Миллер заявил, что "Газпром" будет разрабатывать "Штокман" сам.

Но Роланд Гетц, энергетический эксперт немецкого Института международных проблем и безопасности в Берлине, сказал, что скептически относится к заявлениям "Газпрома" об освоении месторождения с подтвержденными резервами в 2,5 триллиона кубометров.

"У "Газпрома" очень мало опыта в морских работах, - заявил Гетц. - "Газпром" остановил международный консорциум, так как не хочет терять контроль".

Чтобы восполнить нехватки, "Газпром" покупает газ у Туркмении, одновременно запустив программу больших затрат.

"В последние три года и после более или менее устойчивого притока экспортной выручки "Газпром" потратил почти 14 млрд евро на приобретение акций компаний, работающих не в газовом секторе, - сказал Милов. - Это больше, чем инвестировано в развитие газодобычи за десятилетие".

Реакция европейцев на потенциальную нехватку российского газа неоднозначна. Европейские энергетические компании, очень тесно связанные с "Газпромом", преуменьшают проблему.

Но Андрис Пибалгс, энергетический комиссар ЕС, признает ее. Он хочет начать переносить акцент на энергетическую эффективность, либерализацию энергетического рынка и поддержку восполнимой, более дешевой энергии.

"ЕС должен создать условия для разработки долгосрочной энергетической стратегии и не разрешать правительствам принимать решения о сделках с такими внешними поставщиками, как "Газпром", - заявил Эммануэль Бергасс, независимый энергетический аналитик в Париже. - Если ЕС серьезно относится к энергетической политике, он должен уменьшить свою уязвимость через энергетическую эффективность и планы действий по восполнимым источникам энергии".

До консенсуса далеко. "Старая", то есть Западная Европа уже диверсифицировалась. Это у "новой" Европы, стран, которые были под властью СССР, нет шансов на диверсификацию, заявила Ивона Вишневская, энергетический эксперт Центра восточных исследований в Варшаве.

Кристиан Эгенхофер, энергетический аналитик Центра европейских политических исследований в Брюсселе, сказал, что, если европейцы всерьез хотят увеличить безопасность энергетического сектора, ЕС должен планировать больше объектов для хранения запасов, начать связывать между собой трубопроводы, идущие по территории Европы, и уделять больше внимания экономии энергии и восполнимым источникам энергии. "Этого пока не происходит, так как страны ЕС, особенно Германия, думают о собственных рынках", - заявил Эгенхофер.

Даже при наличии решения о дальнейшей диверсификации, Стерн из Оксфордского института энергетических исследований не уверен, что покупка газа у Ближнего Востока, Центральной Азии, Ирана или Нигерии приведет к увеличению безопасности. "Почему все думают, что нероссийский газ надежнее российского?" - задается вопросом Стерн.

Пибалгс тем временем пытается убедить Россию ратифицировать европейскую Энергетическую хартию, которая дала бы европейским компаниям доступ к российскому энергетическому сектору, особенно в ситуации, когда "Газпром" свободно может действовать на экспортном и распределительном рынке в Европе.

Если это произойдет, по крайней мере будут созданы равные условия игры и гарантирован приток инвестиций в российский энергетический сектор. Пока Путин отказывается.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru