Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 октября 2001 г.

Редакция | La Stampa

Долгая агония холодной войны

?Мы завершили холодную войну?. Джордж Буш и Владимир Путин всякий раз, когда встречаются, повторяют эту фразу как заклинание? Они улыбаются друг другу, шутят, признаются в симпатии друг к другу и демонстрируют один другому человеческое лицо бывшего врага.

Возникает ощущение ?дежа вю?. Ранее уже приходилось наблюдать за другими парами президентов: находясь перед телекамерами, они похлопывали друг друга по плечу, жали друг другу руки, обращались друг к другу на ?ты? и произносили магическую фразу: ?Холодная война закончилась?? Так уж совпало, что одного из них звали Джорж Буш. Как будто бы история вернулась на 15 лет назад.

Холодная война начала завершаться в 1985 году. Рональд Рейган в Вашингтоне придавал анафеме ?империю зла?, в то время как в Москве дети не могли уснуть, опасаясь американского удара, предсказанного коммунистической пропагандой. Однако новый хозяин Кремля, ставший преемником брежневской геронтократии, придумал перестройку, чтобы спасти страну, согнувшуюся под бременем гонки ядерных вооружений. Первая встреча между Горбачевым и Рейганом была описана бывшим советским лидером, как диалог между ?коммунистом номер 1? и ?империалистом номер 1?. Традиционные обвинения: Советский Союз обвинялся в нарушениях прав человека, Соединенные Штаты - в осуществлении антисоветской деятельности. В то же время обе стороны обвиняли друг друга в том, что по их вине мир оказался на пороге войны. Но крепкое рукопожатие двух лидеров было воспринято как неожиданный успех. Несмотря на провал саммита в Рейкъявике из-за американского ?космического щита Рейкьявике - еще одно странное совпадение с современностью - лидеры двух страны превратили потепление в эффектную сцену и удачную находку. В истории останется эпизод обмена Рейганом и Горбачевым русскими пословицами и поговорками во время подписания первого договора.

Американцы неожиданно для себя открыли то, что ?и русские любят своих детей?, как пел в свое время Стинг, а в Москве вдруг осознали, что не все янки шпионы и убийцы. С приходом Джоржа Буша-отца в очередной раз было заявлено о том, что холодная война закончена. Вы не поверите, но Буш предупредил Горбачева о зреющем в КПСС заговоре. Стена рухнула, все стены рухнули, ракеты демонтировались сотнями, а из Соединенных Штатов поступали миллиарды долларов на строительство нового русского капитализма.

Как это ни парадоксально, о холодной войне вновь заговорил самый ярый антикоммунист Борис Ельцин. К удивлению американских советников и их российских последователей, в 1998 году реформы завершились экономическим крахом. Коммунистическая Дума отказалась ратифицировать договоры по разоружению, русские испытывали все большую антипатию к Соединенным Штатам, удачливой сверждержаве.

В 1999 году, когда на Югославию упали первые натовские бомбы, Евгений Примаков, направлявшийся с визитом в Соединенные Штаты, приказал развернуть свой самолет в обратном направлении. Разразился ?холодный мир?: Кремль, эксгумировав забытую терминологию, стал говорить о Соединенных Штатах, как о ?мировом жандарме? и напоминать о том, что у России еще есть атомное оружие. Молодые русские забросали посольство ?друга Билла? тухлыми яйцами, по зданию был даже произведен выстрел из гранатомета. Белый дом ответил резкой критикой войны в Чечне. Ельцин назвал этот шаг ?вмешательством во внутренние дела?. И еще один парадокс: об окончании холодной войны вновь заговорил тот, от которого американцы не ожидали ничего хорошего: бывший сотрудник КГБ, инициатор ?борьбы с терроризмом? на Кавказе, убежденный приверженец теории ?многополярного мира?, в подтверждение правильности которой осуществивший турне по странам-изгоям и продавший Ирану ядерные реакторы. Владимир Путин, между тем, первым заговорил о ?преодолении трудностей? в отношениях с Вашингтоном. В течение пяти месяцев не удавалось устроить саммит Буш-Путин, но когда эта встреча, наконец, состоялась, в Любляне, оба президента, почти враги, говорили о ?взаимном понимании? и ?личной симпатии?.

Но вот произошли события 11 сентября, и хозяин Кремля говорит о ?полнейшей солидарности? и принимает решение, ведя жесткую борьбу со своими генералами и действуя вопреки мнению большинства своих избирателей, стать партнером, если не союзником Соединенных Штатов. Три дня назад Путин закрыл две военные базы, доставшиеся России в наследство от СССР: Камрань во Вьетнаме и Лурдес на Кубе - большое русское ?ухо?, прослушивавшее Америку. На родине его, как в свое время Горбачева, уже обвиняют в том, что он делает ?подарки? и ничего не получает взамен. Но российский президент говорит о себе как о ?прагматике?. Идеология, согласно его утверждениям, никогда не омрачит его расчетов. В ходе ближайшей встречи с Бушем, намеченной на ноябрь, должна быть решена судьба ?космического щита?. Появится еще одна возможность завершить холодную войну.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru