Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 октября 2007 г.

Антон Трояновски | The Washington Post

Политический гамбит Каспарова

Гроссмейстер вычисляет, как поставить шах и мат Путину

Шахматы - модель жизни. Правда, далеко не всегда.

Гарри Каспаров, один из величайших мастеров в истории этой игры, в октябре колесит по Соединенным Штатам, представляя свою новую книгу. Она посвящена применению шахматных стратегий для принятия решений в жизни.

"Шахматы как модель жизни: делать верные ходы везде - на шахматной доске и в правлении фирмы" - мозаика из страниц биографии гроссмейстера, популярного анализа его главных партий и щедрой дозы глубоких афоризмов известных людей - например, Эмерсона, Эдисона и Пикассо. Каспаров утверждает, что, доверившись своей интуиции, поняв, в чем его сильные и слабые стороны и хладнокровно оценивая ситуацию в широкой перспективе, человек сможет принимать более здравые решения - или, как сформулировал гроссмейстер на прошлой неделе, выступая перед слушавшей его затаив дыхание аудиторией в окрестностях Гарвард-сквер, "создать свой собственный уникальный рецепт успеха".

Однако, перемещаясь из Кембриджа на Капитолийский холм, а оттуда - в нью-йоркскую студию сатирической политической телепрограммы "Колберт репорт", 44-летний Каспаров одновременно проповедует выводы, сделанные им из пребывания в новой социальной роли - лидера российской политической оппозиции и кандидата в президенты. А выводы эти таковы: в политической игре - по крайней мере, в России - на стратегии далеко не уедешь.

"Это уже не очень похоже на шахматы, - признался Каспаров в одном интервью. - Скорее это какая-то азартная игра".

Каспаров, заявляющий, что намеревается свергнуть режим президента Владимира Путина, ждет благоприятной возможности для действий - но ждать ему, вероятно, придется долго.

Он уверяет, что не тратит времени зря - старается консолидировать ядро оппозиционного движения, которое привлекло в свои ряды представителей самых разных идеологий. Но пока что пятикратный чемпион мира, прославившийся агрессивным, взрывным стилем в шахматах, не в силах сделать много, разве что оказывать неослабевающий нажим и выжидать.

"Я думаю: если этот режим просуществует еще четыре года, Россия как политическое целое просто развалится, - говорит Каспаров. - Но я не могу ускорить наступление этого момента. Мне остается лишь работать, чтобы, когда этот "час икс" пробьет, я оказался в правильном месте. У меня нет ресурсов для того, чтобы вести игру самостоятельно".

Каспаров говорит по-русски с аритмичной страстностью и легким акцентом, напоминающим о его кавказских корнях. Его английский почти безупречен, хотя порой гроссмейстер пропускает определенные артикли. За ленчем вместе с его женой Дарьей Тарасовой и писателем Мигом Грингардом, который делал литературную обработку его книги, Каспаров иногда переходил на английский, чтобы описывать некоторые понятия типа "вызов".

В России Каспаров постоянно отбивается от обвинений в том, что он якобы имеет американское гражданство или действует в сомнительных интересах западных держав. Год тому назад его жена родила дочь в нью-йоркской больнице, так как, по словам Каспарова, супругов тревожила безопасность ребенка.

Когда Каспаров выступает за границей и настаивает, что лидерам демократических государств следует обращаться с Путиным не как с собратом, а как с диктатором, по его словам, он наталкивается на другую проблему. "Беда в том, что в Америке и в Западной Европе сложившимся демократиям очень трудно понять, в какой атмосфере происходит сопротивление авторитарным или тоталитарным режимам", - говорит он.

После лекции Каспарова в Гарвардском университете присутствующие задавали ему вопросы. Один пожилой мужчина спросил: "Почему бы вам не выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра Москвы, чтобы обеспечить себе политический плацдарм, или что-то в этом роде?". Каспаров вспыхнул и заявил, что мало кто понимает, в каком состоянии ныне находится российская политическая жизнь. Он даже не упомянул, что мэра Москвы больше не выбирают - теперь его назначает президент России.

Это смятение подчеркивает, в каком странном положении ныне оказался Каспаров, шахматист, еще в юности прогремевший на весь мир, а теперь - самый заметный голос среди тех, кого прокремлевская пресса называет "незаконной" российской оппозицией - людей, которые оспаривают законность существующего политического строя.

Каспаров прославился тем, что в 1985 году отвоевал титул чемпиона мира у Анатолия Карпова, любимца советской политической верхушки; но к 1999 году, когда Каспаров торжественно открыл в интернете шахматный портал, носящий его имя, он написал в своей новой книге: "Я больше не мог притворяться мятежником, который борется с истеблишментом". Теперь ситуация вновь кардинально изменилась, и Каспаров пытается привлечь на свою сторону общественность, которая окружена государственными СМИ, распространяющими ободряющую информацию, и окутана теплыми волнами нефтедолларов.

Однако, пишет Каспаров в своей новой книге, "в большинстве случаев худа не бывает без добра". ("Шахматы как модель жизни" написаны без стилистических изысков и адресованы скорее широким массам читателей, интересующихся литературой по самосовершенствованию, а не шахматной карьерой Каспарова или политической жизнью в России. Как отметил сам Каспаров, в русском варианте книги больше философских и автобиографических моментов.)

Доктрина Каспарова, какой она предстает в книге "Шахматы как модель жизни", опирается на понятие "критических моментов" (иначе говоря, моментов, когда возврат к прошлому невозможен"), отраженное в шахматной максиме "пешка назад не ходит". В политике Каспаров делает ставку на то, что успешная оппозиция в современной России объединится за счет неприязни к Путину, а не благодаря какой-то общей идеологии. Эта коалиция будет готова взяться за дело, когда скрытые проблемы России - по словам Каспарова, это растущая пропасть между богатыми и бедными, приходящая в упадок инфраструктура и шаткая банковская система - вызовут кризис.

"Я полагаю, что спасение России как политического целого крайне важно для всего человечества, - говорит он. - Я нахожу для себя в жизни много интересных идей, но пока, вероятно, воплощение этой идеи будет отнимать у меня максимум времени", - продолжал он. Фразу он начал по-русски, но последние несколько слов произнес по-английски.

Из профессиональных шахмат Каспаров ушел в 2005 году, но на досуге все равно продолжает играть, "чтобы потешить душу", как сам выражается. Еще в начале его шахматного пути, продлившегося несколько десятилетий, современники Каспарова видели в нем посла этого вида спорта. Одна из его первых книг "Мои партии" была издана на английском языке в 1983 году, когда Каспарову исполнилось 20 лет. В предисловии, написанном его учителем Михаилом Ботвинником, приведены слова русского поэта XIX века Николая Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

"Гарри Каспаров - поэт от шахмат, - писал ниже Ботвинник, - поэтому он вдвойне обязан быть гражданином".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru