502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
22 сентября 2003 г.

В десятилетие, предшествовавшее Первой мировой войне, Париж стал Меккой для молодых русских художников, которых привлекали мифы о "городе света" и обучение в модной Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts). Десятки частных академий и открытых студий откликались на желание иностранных художников и скульпторов, стремящихся приобрести законный статус, чего не было больше ни в одном городе. Уже в 1896 году была основана Русская художественная ассоциация, и ее члены внесли весомый вклад во Всемирную ярмарку в Париже в 1900 году.

На заре нового века все возрастающее количество приехавших служителей музы превратило Монмартр в русскую колонию. Когда Жак Липшиц прибыл сюда в 1909 году, чтобы начать занятия в Beaux-Arts, ему было только 18 лет. Спустя четыре года его кубистское исследование танцовщицы поможет сформировать новую скульптурную идиому. Жану Пуньи, постимпрессионистский стиль которого возвестил о революции в живописи, было всего 16, когда он попал на Монмартр.

Разразившаяся война приковала к месту многих студентов, хотя некоторые позже вернулись домой в надежде пропагандировать идеалы революции. Пыл многих быстро остыл, а те, кто последовал догматам нового абстракционизма, попали в немилость. Многие нонконформисты бежали в Париж, где присоединялись к энергичному сообществу музыкантов, дизайнеров, фотографов и поэтов, творческая энергия которых немало способствовала формированию модернистского темперамента.

Кафе, клубы и литературные журналы поддерживали среди эмигрантов чувство общности, не изолируя их от буйства идиом и "измов", захлестнувшего Париж между двумя мировыми войнами. Многочисленные выставки отражали жизнь и достижения русских художников-эмигрантов. Так что в названии выставки "Русский Париж 1910-1960", которая продлится в музее Фон дер Нейдт в Германии до 26 октября, нет ничего странного, но фокус 180 выставленных работ значительно смещен.

Многие из них принадлежат Русскому музею. Значительная часть в последние полвека редко выставлялась. Среди них лирические геометрические абстракции Поля (Павла Андреевича) Мансуроффа, которые выглядят так же свежо, как во время их создания в 1920-е годы, и работа Петра Павловича Гримма, чьи загадочные натюрморты находятся где-то между реализмом и сюрреализмом.

Одним из открытий выставки является художник-дизайнер Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, присоединившаяся к парижскому братству в 1913 году. Позже она создавала декорации для Петербургской оперы, работала с Сергеем Дягилевым и расписывала севрский фарфор. Четыре выставленных здесь вазы отличают элегантность и оригинальность, грозящие затмить все остальные экспонаты. Эти изысканные произведения являются примером неуловимости жанровых различий, свойственной модернизму. Для россиян, живущих в изгнании, междисциплинарный подход порой был необходимостью. Не имея возможности существовать за счет продажи своих "серьезных" работ, они нередко становились иллюстраторами, фотографами и дизайнерами.

Но даже на самых земных произведениях часто лежала печать эстетического гения, и "Русский Париж" дает это понять. Трудно делать обобщения при таком многообразии стилей - от фотореалистических портретов Савелия Абрамовича Сорина до абстракций изощренной Сони Делоне.

Тем не менее, во всех жанрах и идиомах присутствует налет театральности, живая экспрессия и колорит, явно берущий свое начало в иконописной традиции. В случае евреев, включая Марка Шагала, заметную роль играет фольклорная традиция. Но и в композициях футуристов, таких как Наталья Гончарова, уехавшая в Париж в 1918 году, на полотна прорывается русский фольклор.



facebook
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2025 InoPressa.ru
                                                                                                                                                                                                                                               
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx