Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 сентября 2008 г.

Турция является союзницей США, но одновременно зависит от России. Неудивительно, что ее внешняя политика столь сумбурна

Когда корабль ВМС США "Маунт Уитни", флагман американского Шестого флота, вошел в порт Поти с грузом гуманитарной помощи на борту, грузины пришли поприветствовать его на пристань. Вокруг царила разруха российской оккупации - в бухте подорванный катер грузинской береговой охраны, у вокзала - обломки баррикад и КПП. За сценой с передовых позиций у побережья наблюдали российские солдаты. Командующий Шестым флотом капитан Оуэн П. Онорс настаивал на том, что приход военного корабля - это "не демонстрация силы - а проявление солидарности".

Многим в Вашингтоне хотелось, чтобы все было с точностью до наоборот - но стало ясно, что демонстрации военно-морской мощи воспротивилась Турция, когда-то - лояльный союзник США. Не дождавшись даже официального запроса, Анкара, ссылаясь на международный договор 1936 года об ограничении по тоннажу для проходящих проливы военных кораблей, дала понять, что не пропустит через Босфор корабли американских ВМС большого водоизмещения. Больше того, турецкие чиновники поспешили отступиться от поддержки вступления Грузии в НАТО, выраженной ими ранее. "Турция всегда выступала за расширение НАТО", - говорит министр иностранных дел этой страны Али Бабакан. Но "принимать в НАТО страну, обремененную проблемами [сепаратизма], значит импортировать эти проблемы в альянс".

Анкара чем дальше, тем глубже уходит в клубок запутанных противоречивых тенденций. Являясь стратегическим партнером США и Израиля, она одновременно старается поддерживать дружественные отношения с Сирией и Ираном. Она претендует на вступление в Евросоюз - но обременена разногласиями с этой организацией по вопросу о Северном Кипре. Она граничит с Кавказом и имеет культурные связи с тюркскими республиками Средней Азии, что делает ее ключом к реализации мечтаний Европы об энергетической независимости от России - однако сильно зависит от российского газа и торговли с Россией. Неудивительно, что Турция не желает становиться ни на ту, ни на другую сторону.

Нынешняя амбивалентность уходит корнями как в Вашингтон, так и в Москву. Начавшееся в 2003 году и возглавляемое США вторжение в Ирак, а также поддержка Вашингтоном иракских курдов возбудили в Турции сильные антиамериканские настроения. В то же время Москва прилагает усилия для вовлечения Турции в свою экономическую орбиту. Недавний опрос показал, что турки симпатизируют скорее России, чем Соединенным Штатам (18% против 14%), но прежде всего прочего поддерживают независимую внешнюю политику. И все же Турция со временем впадает во все большую зависимость от Москвы. С 2003 года Россия является крупнейшим торговым партнером Турции: в 2008 году объем торговли должен достичь 38 млрд долларов, тогда как еще в прошлом году он составил 27 млрд долларов. В России действуют сотни турецких фирм, главным образом строительных подрядчиков; россияне - самые частые гости в Турции (более 2 млн человек ежегодно). Кроме того, на Россию приходится половина потребляемого Турцией угля и 65% газа, который поступает по самому длинному в мире подводному трубопроводу "Голубой поток". Поэтому Турция очень не хочет провоцировать Россию. В начале войны в Грузии Москва подвергла строгой таможенной проверке тысячи турецких контейнеров и грузовиков и под бюрократическим предлогом задержала товаров примерно на 3 млрд долларов. "Это был ясный, жесткий сигнал, и не то чтобы очень дружественный", - говорит глава одной из стамбульских торговых компаний.

Но у Турции имеется альянс и с Грузией, причем он критически важен для энергетического снабжения Анкары - и Европы. По трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан из Азербайджана через Грузию на средиземноморский нефтяной терминал Турции в Джейхане поступают миллионы баррелей каспийской нефти-сырца, а параллельный газопровод в Эрзерум покрывает большую часть энергетических потребностей Турции. Австрийский консорциум планировал продлить этот газопровод до самой Вены, чтобы ослабить мертвую хватку, которой Россия вцепилась в поставки энергоносителей в континентальную Европу - проект получил название Nabucco. Турция же устраивала тренировки для грузинской армии и снабжала ее снаряжением натовского образца; кроме того, она сотрудничает с Грузией по амбициозным региональным проектам, вроде прокладки железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая к 2011 году должна связать Европу со Средней Азией.

Поскольку на кону оказались такие важные связи, Турция не может отойти от Грузии и настаивает, что по-прежнему остается союзницей Запада - хотя в кризисные моменты ей приходится прогибаться под Россию. "Наша политика не изменилась, - утверждает один высокопоставленный турецкий чиновник, который согласился говорить на условиях анонимности. - Но еще одна холодная война нам не нужна", и чтобы ее избежать, необходимы "диалог и сотрудничество". Тем не менее, грузинская война показала, насколько далеко война в Ираке и российская экономика могут заставить Турцию отойти от ее былых союзнических обязательств, чтобы пойти собственным зигзагообразным курсом.

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru