Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 сентября 2020 г.

Ребекка Нельсон | The Washington Post

Почему российский миллиардер хочет купить противоречивые снесенные американские памятники

"В июне Андрей Филатов, российский миллиардер, энтузиаст шахмат и коллекционер произведений искусства, направил письма правительствам Нью-Йорка и Ситки на Аляске. На фоне возобновившихся призывов к расовой справедливости оба города решили удалить спорные памятники: 10-футовую статую Теодора Рузвельта верхом на лошади возле Американского музея естественной истории на Манхэттене и бронзовую статую Александра Баранова, российского колонизатора, восседающего на скале и ушедшего в раздумья, встречающую посетителей муниципального центра Ситки", - передает The Washington Post.

"Филатов владеет Art Russe, лондонским фондом, целью которого является развитие "большего понимания советского и российского культурного вклада" за пределами России. По словам директора Art Russe Рены Лавери, в коллекции более 250 произведений искусства. Хотя фонд в первую очередь занимается русским искусством, июньский отчет BBC о сносе памятников Рузвельту и Баранову побудил Филатова к действиям, и он решил спасти их. "Если памятники собираются выбросить, выкинуть, мы будем счастливы купить их, демонтировать и снова собрать в России для того, чтобы будущие поколения могли наслаждаться ими и ценить", - сказала мне Лавери по телефону в июле. (...). "Идея заключается в том, чтобы сохранить эти вещи для истории. История всегда имеет две стороны. Плохое или хорошее, но это произведение искусства".

"Города по всем Соединенным Штатам пересматривают памятники всех мастей, от восхвалений генералов Конфедерации до триумфальных изображений колонизаторов. В то время как ширится консенсус о том, что расистские статуи следует убрать, меньше единства наблюдается в том, что с ними делать после того, как их снимут с постаментов. Одни утверждают, что их нужно отправить на хранение, другие - что их следует определить в музеи, где их можно должным образом поместить в исторический контекст. Третьи, например протестующие в Балтиморе, которые сбросили статую Христофора Колумба (...), хотят, чтобы их просто уничтожили. Но есть ли еще одна возможность - что ими захотят пополнить свои коллекции крупные ценители искусства?" - задумывается автор статьи Ребекка Нельсон.

"По словам Сары Кучинелли, советника богатых коллекционеров произведений искусства, этому мешает многое. Статуи часто имеют сложную собственность и попадают под действие запутанных законов, предписывающих, что с ними можно делать. Стоимость демонтажа, хранения, транспортировки и повторной сборки огромного памятника, такого как скульптура Роберта Э. Ли из Ричмонда, которая весит 13 тонн, будет астрономической. (...) И, поскольку, насколько известно, эти памятники не выставлялись на продажу, коллекционеры не смогут определить, сколько они стоят, поэтому инвестирование в них было бы авантюрой. Кучинелли не знает ни одного рынка для снятых памятников и не думает, что он появится".

"В мэрию Ричмонда поступило множество предложений о покупке памятников, связанных с Конфедерацией, вывезенных из города, в том числе от Донни Гринвелла, владельца компании по ремонту мобильных домов в Уэверли, штат Кентукки. Гринвелл сообщил мне, что он связался с 15 южными городами насчет покупки памятников, и он надеется создать тематический парк", - сообщает Нельсон.

"Пресс-секретарь городского совета Александрии ничего не знает о каких-либо предложениях купить статую солдата Конфедерации, которую недавно убрал ее владелец, United Daughters of the Confederacy. В Декейтере, штат Джорджия совет уполномоченных попросил представить предложения по контролю за 30-футовым обелиском Конфедерации на городской площади, но никто так и не предложил забрать его. Многие из памятников Конфедерации на юге фактически массово производились в Новой Англии; мэр города в бывшей Конфедерации мог открыть каталог Bridgerepot, базирующейся в Коннектикуте компании по производству памятников, и заказать цинковую статую за 450 долларов", - говорится в статье.

"Они изначально никогда не создавались с какой-либо художественной ценностью", - подчеркивает Тиффани Уэйд Момон, приглашенный доцент кафедры истории Южного университета в Сьюани, штат Теннеси, и основатель цифрового архива Black Craftspeople. Вместо этого они были относительно дешевыми инструментами пропаганды, возводимыми для запугивания и для продвижения "Белого дела" (англ. Lost Cause), пропагандирующего ложный нарратив, что Конфедерация была благородным предприятием и не основывалась на поддержке рабства (...)", - пишет The Washington Post.

"Памятник Рузвельту возле Музея естественной истории был заказан в 1925 году, чтобы воздать должное бывшему президенту как "преданному натуралисту", по данным музея, и его создал американский скульптор Джеймс Эрл Фрейзер. Расовая иерархия, отраженная в памятнике - Рузвельт на коне как герой-завоеватель, сидящий высоко над полуобнаженными чернокожим и индейцем, которых он покорил, является частью "долгой истории репрезентаций, порочащих коричневые и черные тела", - утверждает Рене Атер, историк общественного искусства и приглашенный профессор африканских исследований в Университете Брауна.

"Статуя Баранова в Ситке на Аляске была установлена в 1989 году в ознаменование истории города как русского поселения. Баранов, колонизатор и губернатор русской Аляски в начале XIX века, основал Ситку в 1804 году - на земле, издавна населенной коренными жителями Аляски, многих из которых он убил или поработил, - говорится в статье. - По словам Лавери, Баранов - важная фигура в истории России, а Рузвельт, как она указывает, получил Нобелевскую премию мира в 1906 году за свою роль в переговорах о прекращении русско-японской войны, которые обеспечили России благоприятные условия. Филатов, по словам Лавери, стремился купить эти памятники с целью "сохранения культурного наследия". (...)

"Вскоре после того, как Филатов сделал свои предложения, Ситка объявил, что статуя Баранова будет перемещена в местный музей; Нью-Йорк отклонил его просьбу о покупке памятника Рузвельту. Карен Лемми, куратор скульптуры в Смитсоновском музее американского искусства, указывает, что каждый памятник воздвигнут с определенной целью: обобщить систему убеждений, выразить силу, утвердить идентичность. "Если это было что-то, что возводилось с явной целью угрожать людям или запугать их, - говорит Лемми, - то в чем заключается красота?"

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru