Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 апреля 2003 г.

Дэвид Блэр | The Telegraph

Саддам отказал Джорджу Гэллоуэю в дополнительном финансировании

Эксперты подтверждают подлинность документов, обнаруженных The Daily Telegraph в здании МИДа в Багдаде

Среди многочисленных бумаг, найденных корреспондентом The Daily Telegraph в здании иракского министерства иностранных дел в Багдаде, есть письмо из секретариата Саддама Хусейна с распоряжением президента отказать Джорджу Гэллоуэю в дополнительных источниках финансирования по причине того, что запросы британского парламентария на исключительные возможности неприемлемы для Ирака.

Это письмо, подписанное одним из ближайших помощников Саддама, является ответом на послание директора разведслужбы Ирака, в котором тот передавал просьбы Гэллоуэя президенту Саддаму. Об этом письме сообщалось вчера.

Джордж Гэллоуэй отрицает, что когда-либо получал деньги от режима.

На протяжении многих лет Гэллоуэй оставался ярым критиком англо-американской политики в отношении Ирака, выступая против санкций и против войны, в результате которой произошло свержение Саддама Хусейна.

Он утверждает, что все эти документы сфабрикованы западными спецслужбами в целях его дискредитации. Он намерен подать в суд на издание The Daily Telegraph. "Господин Гэллоуэй никогда ни напрямую, ни косвенно не получал и не стремился к заключению нефтяных или иных коммерческих контрактов с Ираком и не получал средств от режима Саддама Хусейна. Он также не встречался ни с одним из членов иракской разведки", - заявили его адвокаты.

Между тем вчера большинство экспертов спецслужб сошлись во мнении, что документы, добытые The the Daily Telegraph, скорее всего, подлинные. Несмотря на то что отдельные элементы письма директора иракской разведки вызвали у специалистов по арабскому языку и иракскому режиму некоторые подозрения - например, название организации Иракская Разведывательная служба (Iraqi Intelligence Service - IRIS) было написано по-английски, логотип с изображением глаза немного отличался от обычного, - они не сомневаются в том, что этот документ не фальшивка.

Корреспондент The Daily Telegraph Дэвид Блэр нашел ряд компрометирующих документов в субботу во время осмотра первого этажа иракского министерства иностранных дел. Его переводчик наткнулся на "оранжевую коробку" с надписью "Великобритания" на арабском языке. В ней находилось несколько папок. Одна из них, бледно-голубого цвета с печатью с изображением иракского орла, содержала документы по делу Гэллоуэя - письмо директора иракской разведки и ответ из секретариата Саддама.

Ответ Саддама на запрос Гэллоуэя был разослан четырем высокопоставленным фигурам режима Саддама, включая и Тарика Азиза, вице-премьера Ирака. Это свидетельствует о том, что дело Гэллоуэя обсуждалось на самом высоком уровне и что британец тесно сотрудничал с самыми важными аппаратчиками режима.

Письмо датировано 2 мая 2000 года и помечено грифом "Конфиденциально и лично в руки". Письмо начинается с сообщения о том, что "Президент, наш лидер, храни его Бог", назначает комиссию по изучению запроса Гэллоуэя. В состав комиссии должны были войти получатели этого письма: вице-президент Ирака Таха Яссин Рамадан, заместитель Саддама в революционном совете партии Баас Иззат Ибрагим, Тарик Азиз, генерал Али Хассан аль-Маджид, давший приказ о применении химического оружия против курдов, за что его прозвали "Али-химик", а также тогдашний министр иностранных дел Мухаммед Саид ас-Саххаф, который позже стал вечно оптимистичным министром информации, за что получил прозвище "Али-комик". Это объясняет тот факт, почему это письмо было обнаружено в министерстве иностранных дел.

Далее в документе приводятся слова Саддама, предвосхищающие любые возможные решения комиссии о запросах Гэллоуэя, "человека, следующего верным путем": "Используя западные методы, он нуждается в дополнительной поддержке, которую мы, однако, не можем себе позволить, и мне кажется, что, если посмотреть на это с точки зрения нашей политики, мы не можем обещать ему ничего. Пожалуйста, действуйте и держите нас в курсе".

Письмо подписано генералом Абидом Хамидом аль-Хаттабом из секретариата Саддама. Генерал аль-Хаттаб возглавлял личную канцелярию Саддама и входил в круг лиц, с которыми Саддам общался на постоянной основе. Его считали одной из самых влиятельных фигур в Ираке.

Таким образом, Саддам заранее отклонил две просьбы Гэллоуэя - о повышении его процента по сделкам нефтяного экспорта и об "исключительных коммерческих" возможностях по контрактам трех министерств и государственного комитета по электроэнергии Ирака. Однако этот отказ не касался уже заключенных контрактов.

В письме директора разведслужбы говорилось о том, что Гэллоуэй получал от 10 до 15% с барреля нефти - притом что каждые шесть месяцев экспортировалось три миллиона баррелей. Следовательно, его ежегодный доход должен был составлять 375 тыс. фунтов.

В 2000 году Гэллоуэй направил Тарику Азизу свою "рабочую программу" в Ираке. Канцелярия Саддама одобрила ее, и Азиз передал документ четырем министрам кабинета и директору разведслужбы.

Как утверждается в документах министерства иностранных дел, в 1999 году в "День подарков" (26 декабря) Гэллоуэй встретился с представителями Хусейна для обсуждения финансовых вопросов. Доподлинно известно, что в это время Гэллоуэй находился в Багдаде, куда прибыл еще в ноябре 1999 года, сопровождая двухэтажный красный лондонский автобус, полный медикаментов для иракцев, страдающих от санкций.

Британский парламентарий настаивает на том, что никаких встреч с иракскими агентами у него не было, однако он сообщил The Daily Telegraph, что провел одно Рождество в Ираке, но какое точно - не помнит.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru