Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 февраля 2006 г.

Реджен Менон, Олес Смолански | Los Angeles Times

Российская удушающая политика ударяет по самой России

Россия и Украина прекратили свою ссору по поводу цен на природный газ. Украина будет платить больше, чем раньше, но все же гораздо меньше, чем первоначально требовала Россия. Это - хорошая новость.

Плохая новость заключается в том, что в таком исходе конфликта западные дипломаты почти не сыграли никакой роли. Украина, страна, подающая надежды на развитие демократии, заслуживает поддержки Запада. Европа шумно протестовала, когда Россия прекратила поставки газа на Украину, но эти протесты нельзя было назвать внятной политикой по поддержке Украины в условия сильного российского прессинга. Правда, эта тактика оказания давления продемонстрировала свою неэффективность.

Когда в прошлом месяце начался этот газовый конфликт, возникло впечатление, что Украина оказалась в крайне неудачной ситуации. "Газпром", российский энергетический гигант, нанес удар, увеличив цену на природный газ в четыре раза в самый разгар зимы. Перед украинским президентом Виктором Ющенко возникла перспектива финансового кризиса. Казалось, что Киев, зависящий от поставок российского газа и получающий из России 30% газа, явно пойдет на попятную в этом конфликте.

Проводя такую жесткую политику, Кремль преследовал две цели. Во-первых, он жаждет получить контроль над украинской системой газопроводов ("Газпром" претендует на 51% акций украинских газопроводов). Во-вторых, Кремль стремится сменить политический курс Украины. Сегодня украинская политика ориентирована на Запад, а Москва хочет, чтобы Украина осталась в российской сфере влияния. Российскому президенту Владимиру Путину хотелось продемонстрировать, что презрительное отношение к Москве ради заигрываний с Западом стоит дорого.

Украина приняла контрмеры, такие как объявление суверенитета над водами Керченского пролива, вследствие чего доступ в Азовское море может получить третья сторона (читай: корабли НАТО). Также Украина пригрозила выйти из СНГ.

Когда Ющенко отказался отступать, Россия, поняв, что с пустыми угрозами она будет выглядеть глупо, перекрыла газовый кран и вовлекла в этот конфликт Европу, что, как оказалось, причинило вред самой Москве. Европа получает из России около трети потребляемого природного газа, и его большая часть проходит по украинским трубопроводам.

Больше всех проиграл "Газпром", так как теперь всем стала четко видна его роль инструмента в руках Кремля. Эта компания, которая номинально является частной, утверждала, что увеличение цены на газ для Украины было продиктовано законами рынка. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что причиной стал такой показатель, как отношение к России. К примеру, Белоруссия, которая является союзником Путина, платит лишь четверть от той цены, которую "Газпром" требовал с Украины.

Кремль также подпортил себе репутацию. Он сделал претензии "Газпрома" на независимость объектом насмешек, когда Путин возглавил переговоры от имени российской стороны. А то, что Кремль отверг просьбу Украины о поэтапном повышении и потребовал немедленного резкого повышения цены, отдает вымогательством.

Хуже того, европейцы начали сомневаться в надежности России как источника энергоресурсов. Высокомерное игнорирование соглашений о цене на газ, подписанных в 2004 году, проявленное "Газпромом", вызвало вопросы о состоянии реформ в путинской России, особенно в части отношения к соблюдению контрактов.

После всего этого Европейский союз пришел на помощь Украине не из чувства великодушия и не из принципиальности, а потому, что страны ЕС не захотели мерзнуть зимой. Германия, которая обычно не склонна критиковать Москву, призвала Россию "вести себя ответственно", присоединились и другие государства ЕС.

Украина стоит перед перспективой дальнейшего повышения цен, что заставит ее принять некоторые болезненные решения в экономике. Без сомнения, Москва будет стремиться усилить свое политическое влияние и присутствие на Украине в обмен на те уступки, которые Украина может получить для облегчения перехода на более высокие цены на газ.

Но эта ситуация может стать стимулом для того, чтобы Украина провела реформы экономики, унаследованной от советской эпохи. Киев должен сделать это, если его планы интегрироваться с Западом и вступить в Евросоюз - это не пустые декларации.

Западу следует во многом помочь Украине - самому важному демократическому государству, возникшему на руинах СССР, которое пытается реформировать экономику и уменьшить зависимость от России. И здесь нужна не поддержка антироссийских выпадов и не пустые обещания. Киев необходимо вовлечь в постоянное и многогранное сотрудничество с Западом, невзирая на жалобы России, называющей это "вмешательством".

Москва продемонстрировала, что она будет использовать свою мощь для влияния на политику соседей. Украина - это государство размером с Францию, и эта страна слишком важна для того, чтобы позволить России сделать ее своим сателлитом. Россия хочет расширять торговое сотрудничество, привлекать иностранные инвестиции, иметь право голоса при обсуждении важных международных проблем, а также вступить во Всемирную торговую организацию, и Запад должен использовать эти амбиции для того, чтобы формировать надлежащие отношения между Москвой и Киевом.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru