Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 мая 2005 г.

Джуди Демпси | International Herald Tribune

До свидания, Россия! И снова здравствуй!

После многолетнего хаоса и нежелания иметь дело с Россией компании из Восточной Европы - когда-то главного торгового партнера России - постепенно вновь открывают для себя огромный рынок у своих восточных границ.

Возобновившийся интерес подогревает отчасти российский экономический бум, отчасти новое чувство безопасности, обретенное Восточной Европой в лоне Европейского союза и НАТО, а отчасти то, что экономисты называют здравым смыслом.

Отказ от старых подозрений и недоверия, восстановление торговых связей на рыночной основе представляются ситуацией, где выигрывают все, а восточноевропейские компании получают новый толчок к росту.

"Торговли между Восточной Европой и Россией мало, но логика подсказывает, что она могла бы быть больше, - заявил Марек Дабровский, профессор варшавского Центра социально-экономических исследований. - Ее потенциал намного выше".

Торговый дисбаланс пока огромен с перевесом в 10 млрд евро в пользу богатой энергоресурсами России.

В настоящий момент Москва обеспечивает более 35% энергетических потребностей Европы и играет преимущественную роль в обеспечении Восточной Европы, что, по мнению некоторых экономистов, искажает отношения между сторонами.

Но темпы роста восточноевропейского экспорта в Россию в последние годы значительно выше среднего уровня экспорта из 15 членов ЕС до расширения на восток.

В 2002 году экспорт в Россию из этих 15 стран вырос на 9,3%, а в 2003 году - на 8,2%.

В прошлом году ЕС принял еще 10 стран, включая восемь бывших коммунистических государств, ранее подконтрольных Москве: Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Литву, Латвию и Эстонию.

Когда Венгрия, Польша, Словакия и особенно Чехия переориентировали свои экономики на ЕС, расширился ассортимент производимых ими товаров и пищевых продуктов, привлекающих Россию, которая начала наращивать экспорт из этих стран.

По словам Жужи Людвиг, старшего научного сотрудника Института мировой экономики Венгерской академии наук, экспорт из этих четырех стран в Россию начал расти в 2002 году и еще увеличился в 2003-м. По последним данным, рост составил около 20%.

"Восточная Европа все больше диверсифицирует то, что она продает России, - отметил Дабровский. - Мы говорим о продовольствии и товарах широкого потребления. Эти тенденции развиваются".

"Возможно, это первый признак восстановления торговли между Россией и нашими странами", - добавила Людвиг. Спрос России на восточноевропейские товары может увеличиться, если экономика страны продолжит рост и уменьшит свою зависимость от нефти.

Впрочем, некоторые предупреждают, что экспорт резко увеличился по сравнению с очень низким уровнем конца 1990-х годов.

И даже если деловое сообщество видит в России новые возможности, политические элиты этих стран, особенно крупнейшей из них - Польши, настороженно относятся к налаживанию тесных контактов с Москвой.

Нетрудно понять, почему. Польша и страны Балтии недовольны тем, как российские энергетические компании пытаются взять под контроль системы снабжения и распределения на рынках нефти и газа. Они с осторожностью относятся к инвестициям в Россию из-за неясности с правами собственников.

Неблагоприятный инвестиционный климат, мнение о котором ухудшилось из-за дела ЮКОСа и бывшего главы энергетического гиганта Михаила Ходорковского, которому в ближайшие дни, как ожидается, вынесут приговор за налоговые нарушения, усиливает настороженность соседей Москвы.

В любом случае экономисты предупреждают, что рост следует рассматривать в контексте сильно искаженных торговых отношений между Россией и Восточной Европой.

"Они слишком асимметричны, - заявил Василий Астров, экономист Венского института международных экономических исследований. - Восточная Европа целиком зависит от российских энергетических поставок".

Восточная Европа является интегральной частью распределительной и трубопроводной сети бывшего СССР, что лишает эту часть Европы возможностей диверсификации.

Реальный двигатель российской экономики - рекордно высокие цены на нефть и газ, основной предмет экспорта страны.

В целом на долю 25 стран ЕС приходится почти половина российского экспорта, главная составляющая которого - энергоносители.

По словам Астрова, с конца 1990-х годов лишь около 3% экспорта из 15 старых членов ЕС шло в Россию, а российские продукты составляли всего 5% их совокупного импорта.

В этот период на долю экспорта из Восточной Европы приходилось лишь 7,5% российского импорта, состоявшего главным образом из продовольствия и ширпотреба, лекарств, пива и инструментов.

Многим наблюдателям может показаться странным, что государства, имеющие доступ к гигантскому рынку буквально у своих дверей, и население, где большинство владеет русским языком, отказывались от этих деловых связей после распада СССР.

Однако нежелание бывших коммунистических стран торговать с Россией имело экономические и политические причины.

"Было ясно, что распад СССР повлечет за собой коллапс торговли", - заявил Петер Шульце, профессор сравнительного управления в Университете Геттингена.

До 1989 года организацией всей торговли между Россией и Восточной Европой занимался Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Значительная часть торговли осуществлялась по бартеру: за нефть и газ, поставляемые из России, Венгрия платила фармацевтической продукцией, Чехословакия и ГДР - станками, страны Балтии - продовольствием, а Польша - текстилем.

"Но помимо распада СЭВ и последующего кризиса рубля 1998 года имели место и другие факторы", - отметил Шульце, который недавно вернулся в Германию после 10 лет работы в Москве.

"Все страны Восточной Европы и бывшие республики СССР, отколовшиеся от России, хотели бежать от бывшего коммунистического режима, - пояснил Шульце. - Они направили всю свою энергию на вступление в западноевропейскую семью".

Действительно, новые политические элиты, возникшие в Восточной Европе после 1989 года, сделали вступление в ЕС и НАТО своим главным приоритетом.

Одной из трансформаций был отказ от централизованной командной структуры в пользу рыночной экономики. Другой - приведение законодательства и торговли в соответствие с нормами ЕС - с тем, чтобы их экономики стали конкурентоспособными на европейских рынках.

"Эти страны сочли, что они не заинтересованы в торговле с Россией, так как это означало бы торговлю не теми видами товаров", - заявил Фолькарт Винсенц, профессор экономики из Института Восточной Европы в Мюнхене.

"Восточная Европа хотела интегрироваться в западные рынки. Чтобы этого добиться, ей нужны были западные технологии. Не было никакого политического интереса к торговле с Россией".

Людвиг из венгерской Академии наук говорит, что у стран Восточной Европы нет последовательной экономической стратегии, касающейся России. Ее главный аргумент сводится к тому, что даже если компании хотели активнее взаимодействовать с российской экономикой, они не получали политической поддержки, так как к российской столице относились с подозрением, особенно в Польше.

Такое отношение медленно меняется и не только потому, что страны Восточной Европы вступили в ЕС и чувствуют себя увереннее. Сами экономические элиты Восточной Европы пытаются реанимировать торговлю с Россией из-за старых контактов, географической близости и новых возможностей.

В последние три года в России регистрируется ежегодный рост, превышающий 5,6%. Если российская экономика продолжит расти, вместе с нею вырастет спрос на продукцию восточноевропейских компаний.

"На мой взгляд, если Россия начнет диверсифицировать свою экономику, появится шанс, что страны Восточной Европы вновь обратят свой взор на восток", - сказал Шульце.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru