Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 мая 2008 г.

К. Дж. Чиверс | The New York Times

Грузинская правящая партия укрепляет свою власть

В Грузии продолжается подсчет голосов по итогам прошедших в среду парламентских выборов. По имеющимся результатам, со значительным отрывом лидирует правящая партия: таким образом, президент Михаил Саакашвили и его сторонники закрепили за собой статус главной политической силы.

На момент, когда было подсчитано две трети голосов, партия Саакашвили "Национальное движение" набрала более 62%. Об этом сообщил по телефону председатель Центральной избирательной комиссии Грузии Леван Тархнишвили. Главный соперник правящей партии - блок "Объединенная оппозиция" - получил чуть более 14%.

Оппозиция заявила о нарушениях, зафиксированных в ходе предвыборной кампании и входе голосования, и пообещала оспорить результаты.

Международные наблюдатели сошлись во мнении, что выборы за последние годы стали проводиться значительно лучше, однако они по-прежнему далеки от идеала. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе объявила, что ее наблюдатели зафиксировали "множество обвинений в запугивании, часть из которых поддается проверке".

Кроме того, наблюдатели отметили, что "граница между государственной деятельностью и избирательной кампанией правящей партии зачастую была размытой" и что имели место "значительные нарушения процедуры" при подсчете голосов и составлении отчетов.

Тем не менее, значительный разрыв заставляет полагать, что Саакашвили (его репутация как демократа и реформатора пострадала после того, как в ноябре грузинская полиция подавила выступления безоружной оппозиции и закрыла оппозиционный телеканал) сохранит монополию в политике и выработке курса страны.

Тархнишвили выразил надежду, что в четверг ночью появятся полные предварительные результаты. Оппозиция и правящая партия также ждут отчетов наблюдателей.

Еще до оглашения результатов и появления оценок Саакашвили заявил о своей победе и сказал, что поддержка оказалась даже более значительной, чем он прогнозировал.

"Я не ожидал, что мы так хорошо оправимся от прошлогоднего политического кризиса, - заявил он в телефонном интервью. - Мы хотели получить новый мандат на реформы, и, похоже, мы его получили".

Судя по всему, барьер в 5% голосов при прохождении в парламент преодолели три оппозиционные партии. Однако, даже если эти партии создадут единую фракцию, им, вероятно, не хватит мандатов, чтобы послужить противовесом Саакашвили.

Михаил Саакашвили, юрист, получивший образование в Университете Колумбии, пришел к власти в результате мирной революции, которая в 2003 году свергла правительство Эдуарда Шеварднадзе.

Он занимает твердые прозападные позиции, поддерживает вступление страны в Евросоюз и НАТО, а также согласился отправить грузинские контингенты в Афганистан и Ирак. Некогда застойная экономика страны частично восстановилась за время его пребывания у власти, хотя бедность и безработица остаются повсеместными явлениями, особенно в сельских районах.

Одновременно Саакашвили заставил заговорить о своем небольшом кавказском государстве на мировом уровне - это произошло из-за роста напряженности в отношениях с Россией в его президентство.

Отчасти конфликт связан с попытками Саакашвили вернуть под федеральный контроль сепаратистские регионы, получающие российскую поддержку, отчасти - с его резкой и громкой критикой как в адрес попыток Кремля установить свое господство в регионе, так и в адрес советского прошлого.

С момента его прихода к власти, когда Саакашвили воспринимали как героя революции, в стране наблюдается определенное разочарование в нем.

По словам оппонентов, власть изменила его, он стал высокомерным и нетерпимым к чужому мнению, страной управляет с опорой на небольшой круг приближенных - некоторых из которых к тому же обвиняют в коррупции. При Саакашвили Грузии недостает баланса властей, необходимого здоровой демократической системе, и государством управляет клика кавказских правителей, утверждают критики президента.

Георгий Таргамадзе, лидер новой оппозиционной партии "Христианско-демократическое движение", заявил, что в ходе парламентских выборов имел место вброс бюллетеней в поддержку правительства, тогда как у оппозиции отбирали голоса.

"К сожалению, нынешние выборы повторили дурную традицию прошлых", - заявил он. Таргамадзе отметил, что в некоторых случаях нарушения "были не проблемой при голосовании, а серьезным преступлением".

По предварительным подсчетам, его партия получила около 8,5% голосов. Этого достаточно для прохождения в парламент, однако Таргамадзе, как он говорит, по результатам опросов на выходе с избирательных участков рассчитывал на 14-15%.

Бывший ведущий новостей канала "Имеди", который в прошлом году подвергся полицейскому рейду и был отключен от эфира, Таргамадзе призвал президента повернуться лицом к оппозиции и привлечь ее представителей к управлению страной.

"Саакашвили должен принять меры, чтобы вернуть доверие политических партий", - полагает он.

Саакашвили никогда не скрывал своего презрения к оппозиции. Президент, однако, признает, что по сравнению с 2003 годом его поддерживают меньше, хотя и полагает, что население считает его и его правительство наиболее компетентным руководством.

"В целом люди готовы дать моему правительству еще один шанс", - отметил Саакашвили.

Ранее дипломаты и аналитики отмечали, что парламентские выборы станут важной проверкой того, сумели ли правящая партия Грузии и Михаил Саакашвили после победы на досрочных президентских выборах в этом году восстановить свою репутацию, испорченную подавлением осенних акций оппозиции.

Также по теме:

Сам себе режиссер на грузинской сцене (Обзор прессы)

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru