Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 ноября 2001 г.

Майкл Уайнз | The New York Times

НАТО предлагает России равное право голоса при выработке некоторых решений

Сегодня генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон предложил предоставить России равный статус с остальными постоянными членами альянса при выработке и проведении в жизнь некоторых политических решений. В результате Москва может начать играть важную роль в дискуссиях НАТО о терроризме и других проблемах.

Лорд Робертсон сообщил, что данное предложение поддержали президент США Буш, премьер-министр Великобритании Тони Блэр и другие лидеры НАТО. По его словам, Россия получит право вето в отношении некоторых решений альянса.

Предложение было сделано в первый день двухдневных переговоров между Россией и НАТО в Москве. План предполагает фундаментальный сдвиг в поведении организации НАТО, возраст которой - 52 года. Она была создана после Второй Мировой войны специально для того, чтобы противостоять военной мощи Советского Союза.

Предполагается также, что Россия, которая не имеет сейчас, и не имела в течение многих веков до советского периода, четкого места в мировой силовой структуре, наконец, начнет двигаться к полноценным партнерским отношениям с западными демократиями, за что выступает президент Владимир Путин.

Сегодня Белый дом отказался комментировать это предложение. Пресс-секретарь Белого дома сослался на замечания, сделанные Бушем на прошлой неделе, когда он встречался с Путиным. Тогда Буш призвал Россию сближаться с Европой.

"Мы будем вместе с НАТО и членами НАТО создавать новые возможности для сотрудничества и консультаций между Россией и НАТО, - сказал Буш. - Члены НАТО и Россия объединяют свои усилия в борьбе с терроризмом, региональной нестабильностью и другими угрозами нашего времени, НАТО должен это учесть".

Пресс-секретарь Госдепартамента Филип Рикер высказался более конкретно: "Очевидно, мы считаем, что появилась реальная возможность перестроить отношения России и НАТО".

Теракты в США и возникший после этого союз между Вашингтоном и Москвой в сфере борьбы с терроризмом революционизировали отношения между Россией и Западом.

Сегодня на встрече с лидерами российского парламента Путин прямо сказал, что скептики "глубоко заблуждаются", если считают, что сближение России и Запала - тактическая уловка, предпринятая с целью дать России определенное краткосрочное преимущество.

"В значительной степени это связано с изменениями в мире - не потому, что мы этого хотим, а потому, что мир действительно изменился, - сказал он. - Это невозможно не принимать во внимание. Напротив, это необходимо принимать во внимание".

Сегодня лорд Робертсон сказал, что для того, чтобы сформулированное им предложение воплотилось в жизнь, Россия и Запад должны значительно изменить свое отношение друг к другу. "Если это получится, - сказал он, - то это отличная возможность, огромное изменение в том, как мы работаем".

Кроме того, это поможет если не полностью, то в определенной степени избавиться от самого сложного вопроса в отношениях между Россией и НАТО - упрямой оппозиции Москвы в отношении расширения НАТО на Балтийские государства, в результате которого альянс подойдет к самым границам страны.

Россия имеет право лишь совещательного голоса при определении политики НАТО, являясь членом Совместного постоянного совета. До недавнего времени Кремль утверждал, что НАТО по-прежнему ориентирован на сдерживание России, что Совместный постоянный совет - на дипломатическом языке "19 плюс один" - часто действует как "19 против одного".

Менее полугода назад отношения между сторонами были настолько холодными, что Россия бойкотировала весеннюю парламентскую ассамблею НАТО в знак протеста против планов альянса расширяться за счет включения балтийских государств.

На прошлой неделе Путин дал понять, что этот вопрос практически отпал. "Россия готова расширять свое сотрудничество с альянсом, - сказал он, встретившись с Бушем в Вашингтоне. - Если мы изменим качество отношений России и НАТО, вопрос о расширении НАТО перестанет существовать".

На пресс-конференции лорд Робертсон предложил создать "Российско-североатлантический совет", в котором Россия имела бы равный со всеми девятнадцатью постоянными членами НАТО статус - "иногда, возможно, по определенным вопросам".

Он сказал, что по этим вопросам Россия "была бы частью некоторых из тех компромиссов, сделок, которые связаны с повседневной деятельностью НАТО. Именно так мы работаем в составе из 19-ти стран".

На вопрос агентства "Reuters", получит ли Россия право вето, лорд Робертсон ответил: "Это - одно из следствий".

"Это зависит от конкретного вопроса. Мы думаем над этим, и это - одно из следствий, которое надо будет взвесить".

Лорд Робертсон подчеркнул, что если Россия начнет участвовать в выработке консенсуса по некоторым направлениям политики, она получит равные права, но одновременно на нее ляжет ответственность и организационные заботы. "Именно поэтому я говорю, что обе стороны должны будут изменить свое отношение для того, чтобы план мог быть выполнен".

Он указал на то, что это то же самое предложение, о котором на прошлой неделе туманно говорилось в письме членам НАТО и России, написанном премьер-министром Блэром. Он сказал, что есть еще четыре предложения, и что все они подразумевают радикальные изменения в отношении НАТО к России.

Сегодня лорд Робертсон сказал, что спектр вопросов, по которым Россия получила бы равный статус с остальными членами НАТО, пока не определен. Но он сказал, что помимо очевидной необходимости координировать антитеррористическую деятельность, среди таких возможных вопросов "могут быть распространение ядерного оружия, театр военной обороны, некоторые области практического военного сотрудничества, где мы работали в прошлом".

Ранее российские власти говорили, что стороны могли бы также вместе бороться с организованной преступностью и наркоторговлей.

Блэр предложил подключить Россию к выработке и реализации стратегий борьбы с терроризмом и распространением оружия, к проведению миротворческих миссий и решению других задач. Решение этих проблем становится главной задачей в постсоветском периоде деятельности альянса.

В понедельник высокопоставленный американский дипломат в Москве сказал, что в целом Вашингтон согласен с предложением Блэра и "очень заинтересован" в том, чтобы расширить операционную роль России в альянсе.

Министр обороны России Сергей Иванов, встретившийся сегодня с Робертсоном, заявил, что стороны готовятся открыть офис НАТО в Москве, который прекратил работу в 1999 году, когда альянс начал воздушную войну в Югославии, в то время - близкого союзника России.

Западные лидеры говорят, что Россия без пакета акций НАТО будет постоянно с подозрением относиться к намерениям Запада и менее охотно принимать участие в решении общих проблем, в том числе, в войне с терроризмом, где ее помощь очень важна.

Неизвестно, на какие серьезные изменения готовы пойти члены НАТО, и как много российское государство, в частности, его армия, сможет съесть за один присест.

"После 11 сентября Россия перестала быть угрозой для Европы, этого больше нет, - считает Александр Рар, научный сотрудник, специалист по делам России и Европы берлинского Немецкого совета иностранных дел. - Даже те, кто не любит Россию, должны признать, что теперь она безопасна; ради стабилизации необходимо, чтобы Россия была членом альянса".

Кремль высоко оценил предложения Великобритании. Один из ведущих аналитиков страны, Андрей Федоров из российского Совета по внешней и оборонной политике, назвал это началом.

"Это разумно, потому что сегодня есть множество сфер, где Россия и НАТО могут действовать вместе, не сидеть за столом, а действовать вместе, - сказал он. - Это может стать первым шагом вперед".

Вопрос о роли НАТО был наиболее взрывоопасным и сложным из всех неразрешенных проблем Холодной войны, от которых отношения Запада и России страдают с 1991 года, когда распался Советский Союз.

Путин постоянно говорил об этом на встречах с западными лидерами. Он утверждал, что Россия не сможет чувствовать себя другом и партнером западных демократий, пока старый антироссийский альянс не начнет обращаться с Москвой, как с равным партнером.

Война НАТО с Югославией стала большим откатом назад в отношениях между альянсом и Россией. Как обычные россияне, так и элита сочли эту войну, начатую без широких консультаций с Москвой, попыткой унизить старого врага. Некоторые говорили, что победоносный Запад начал новую кампанию покорения России.

Сегодня на пресс-конференции лорд Робертсон почти повторил слова Путина о том, что нынешний подход НАТО к России выглядит старомодным в мире, сталкивающемся с новыми угрозами.

"В прошлом, - сказал он, - нас разделяли стены и заборы, идеологии и армии. Сегодня угрозы для российских людей очень похожи, а то и полностью совпадают с угрозами для стран НАТО и Запада. Международный терроризм стал глобальным. Почему мы должны заниматься этой проблемой как изолированные государства?"

"Миграция, потоки беженцев превратили границы в полный абсурд, - добавил он. - Зачем нам притворяться, что танки и наземные армии полностью страхуют какую-нибудь страну или группу стран?"

Обе стороны говорят, что, в конце концов, Россия может вступить в НАТО, но финансовые и политические барьеры на пути к членству могут заставить отложить это событие на годы, возможно, десятилетия, если НАТО не изменит правила вступления. На прошлой неделе Путин сказал, что сейчас Россия не будет пытаться вступить в НАТО.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru