Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 ноября 2004 г.

Натали Нугайред | Le Monde

Украина: процесс в "грузинском стиле"

Престарелый и всеми отвергаемый президент, вышедший из среды советских "аппаратчиков"; демократическая оппозиция, отстаивающая принадлежность страны к Западу и готовая позвать избирателей на улицу, чтобы добиться признания своей победы на выборах... На первый взгляд, эти элементы украинского политического пейзажа напоминают ситуацию в Грузии ноября 2003 года. Тогда сторонникам молодого Михаила Саакашвили удалось заставить уйти в отставку президента Эдуарда Шеварднадзе, предварительно захватив силой парламент.

Народное движение в Грузии получило название "революции роз" - по названию цветка, который держал в руке г-н Саакашвили, сгоняя своего соперника с трибуны парламента. На Украине некоторые возмечтали о "каштановой революции" - по названию деревьев, окаймляющих центральные проспекты Киева.

Но на Украине такой сценарий едва ли возможен. Хотя бы потому, что население страны в десять раз более многочисленно, чем население Грузии, а оппозиция не имеет общенациональных средств массовой информации, способных "наэлектризовать" демонстрантов так, как это сделало грузинское телевидение "Рустави-2" с его мобильными командами молодых и политически активных репортеров.

Страна, расколотая надвое. В отличие от Грузии, Украина - это страна, расколотая надвое, и линия раздела проходит через Киев. Запад, то есть Галичина и ее окрестности, рьяно поддерживает Ющенко. Восток, центром которого является Донецкая область, полностью контролируется премьер-министром и ориентируется на Россию.

Кроме того, Украина переживает экономический рост, тогда как в Грузии при г-не Шеварднадзе не выплачивались зарплаты и периодически отключалось электричество. В Грузии Михаилу Саакашвили, который заручился поддержкой Мингрелии с ее звиадистами, противостоял лишь один прошеварднадзевский бастион - региональный режим в Аджарии во главе с сатрапом Асланом Абашидзе.

Накануне революции он отправил в Тбилиси несколько сотен ополченцев, вооруженных длинными металлическими дубинками. Но они быстро рассеялись, увидев, сколько людей участвовало в манифестациях.

Донбасс и Днепропетровск, родина украинского президента Леонида Кучмы, в состоянии направить в Киев гораздо более многочисленные контингенты манифестантов, чем это мог сделать лидер Аджарии - союзник Шеварднадзе. Глава украинской президентской администрации Сергей Ципко уже пригрозил направить в Киев группы донбасских шахтеров, что не может не вызвать в памяти печально известные "набеги" румынских рабочих из города Жиу на Бухарест в начале 90-х годов.

Свою роль, несомненно, будет играть и психологический фактор. Украинцы больше заботятся о сохранении национального "консенсуса", тогда как грузины продемонстрировали свою способность к жестоким раздорам, что показала гражданская война 1991-1992 годов. Сам лидер украинской оппозиции Виктор Ющенко, экономист и технократ, человек, спокойный по характеру, судя по всему, менее предрасположен к радикальным действиям, чем его грузинский "альтер эго" - г-н Саакашвили.

Правда, у украинской оппозиции есть своя "Пасионария" - Юлия Тимошенко, отвечавшая в середине 90-х годов за газовый сектор страны. Она уже призвала население восстать в случае фальсификации выборов властью. В свою очередь, украинское студенческое движение "Пора" надеется, что ему удастся провести акции, аналогичные акциям грузинского молодежного движения "Кмара" ("Хватит!"), хотя оно не столь многочисленно в масштабах страны.

Украинская власть, которая начала стягивать полицейские подразделения к Киеву, не в первый раз сталкивается с массовыми протестами. В 2001-2002 годах манифестации под лозунгом "Украина без Кучмы" чуть было не поколебали устои режима, но через несколько недель движение выдохлось. Команда г-на Кучмы может пойти на объявление чрезвычайного положения. Но прежде всего она будет пытаться найти компромисс с оппозицией, выдвигая проекты "политических реформ", которые сводятся к сокращению полномочий президента и усилению роли парламента.

Тем не менее у режима президента Кучмы есть все основания быть начеку, так в его лагере все чаще наблюдаются случаи "дезертирства". Пример тому - поступок Александра Зинченко, бывшего соратника украинского президента, который возглавил предвыборную кампанию г-на Ющенко.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru