Архив
Поиск
Press digest
14 апреля 2021 г.
23 ноября 2006 г.

Джеймс Рендерсон | The Guardian

В чем сложность? Ну, кроме невесомости и неудобного космического скафандра

Орбитальная космическая станция должна была стать главным символом человеческой изобретательности и международного сотрудничества, домом для самых талантливых и подготовленных людей на планете, которые окажутся на передовой науки. Но спустя 20 лет Международная космическая станция, на которую потрачено свыше 100 млрд долларов, пришла к тому, что компенсирует свою беспрецедентную стоимость с помощью рекламного трюка, который некоторые критики считают угрозой другим орбитальным спутникам и даже самой МКС.

Вчера вечером российский космонавт Михаил Тюрин должен был выйти в космос, закрепиться на поверхности орбитальной станции и одним ударом (или даже легким толчком) послать мячик для гольфа в бездну. Это свершение, запланированное на 23:00, было задумано канадской фирмой по производству принадлежностей для гольфа Element 21. Время было рассчитано так, чтобы транслировать происходящее в США в прайм-тайм в День благодарения. Как сообщается, это обошлось компании в 5 млн долларов.

Это не первый случай, когда МКС использует возможность вернуть часть вложенных в нее средств. В 2001 году Дэнис Тито заплатил 20 млн долларов за право посетить МКС в качестве первого космического туриста. В 2002 году Европейское космическое агентство заключило контракт с фирмой по связям с общественностью на разработку для станции "стратегии брендинга и работы с прессой".

Однако критики заявляют, что трюк с мячиком для гольфа приводит к снижению планки проекта, и говорят, что он далеко ушел от заявленной цели сосредоточиться "на исследованиях человека и развитии технологий, которые в будущем откроют людям путь к познанию Солнечной системы".

Роберт Парк, физик из Университета Мэриленда и давний критик МКС, заявил: "Это крайне неудачное решение. Совершенно ясно, что в действительности это абсолютно тривиальная задача".

Element 21 отрицает, что этот трюк - банальная реклама. По словам компании, он должен напомнить об астронавте Алане Шепарде, посетившем Луну в составе экипажа корабля "Аполлон-14" в 1971 году. Сделав сначала два неудачных удара, он затем послал третий мяч для гольфа на "многие, многие, многие мили".

"Нашим главным намерением как компании, связанной с гольфом, было отметить 35-ю годовщину удара Алана Шепарда", - сообщил Билл Дэй, главный управляющий Element 21. Он добавил, что NASA и Федеральное космическое агентство России дали проекту свое благословение. Мистер Дэй не сказал, в какую сумму обошелся удар по мячику, но известно, что подготовка мероприятия потребовала значительных усилий. Космонавт Тюрин потратил "более трех дней" на тренировки, в числе которых были упражнения с клюшкой под водой и в специальном самолете, который позволяет на несколько секунд создать невесомость.

Во время предварительного выхода в открытый космос пришлось установить на внешней стороне станции специальные крепления для ног, которые позволят Тюрину удержаться на обшивке МКС.

Кроме того, он посвятил полдня тренировкам под руководством главного тренера Ассоциации профессионального гольфа США Рика Мартино, хотя и непонятно, насколько полезными окажутся его советы. Из-за массивного космического скафандра Тюрину придется бить по мячу одной рукой, воспользовавшись специально разработанной меткой и позолоченной клюшкой.

Некоторые эксперты опасаются, что мячик, движущийся со скоростью в тысячи километров в час, может в случае столкновения повредить спутники или даже саму космическую станцию.

Мистер Дэй сообщил, что в NASA проведены серьезные исследования с целью убедиться, что этого не произойдет. Расчеты NASA показывают, что мяч войдет в атмосферу Земли и сгорит в течение трех дней, однако, по оценкам российских аналитиков, он может оставаться на орбите до трех с половиной лет.

Космос и прежде использовался для рекламы товаров. Профессор Парк рассказывает, что появилось около 150 наименований товаров, связанных с космической программой США, которые не были разработками NASA. Тефлон, застежки-липучки, порошковый апельсиновый напиток и даже искусственное свиное вымя - их называли продуктами исследований NASA, хотя агентство и не участвовало в их разработке. "Данные технологии использовались в космической программе, и они хорошо себя показали, но они изобретены не в NASA. Их разработали в качестве коммерческих продуктов", - говорит профессор. Готовность назвать их продуктами космических исследований позволила NASA оправдать свой бюджет, а компаниям-производителям - получить хорошие возможности для маркетинга.

Мячик для гольфа станет одним из тысяч ненужных предметов, летающих на земной орбите. Американская сеть станций наблюдения за космическим пространством насчитала около 9 тыс. объектов, размеры которых превышают несколько сантиметров. Мячик будет слишком мал, чтобы его заметить, однако в него встроен передатчик, который будет показывать его местоположение, пока хватит заряда батареек.

Полет фантазии

Откуда NASA и Федеральное космическое агентство России знают, что мячик для гольфа не ударится о спутник или не столкнется с самой МКС? Во-первых, космонавт Михаил Тюрин отправит мяч относительно движения станции назад и в сторону Земли, так что его орбита будет быстро снижаться. Во-вторых, по словам NASA, поскольку специально созданный мячик очень легкий (его масса составляет всего 3 грамма), разреженная атмосфера будет оказывать мощное лобовое сопротивление и замедлит его движение. Будь масса мячика больше, он бы остался на орбите дольше. Метка также была специально разработана, чтобы удерживать мячик в условиях невесомости. Она будет охватывать мячик с разных сторон. Партнер Тюрина, американец Майкл Лопес-Алегриа выйдет в космос вместе с ним, чтобы запечатлеть происходящее на камеру.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru