Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 октября 2007 г.

Шарлотт Хиггинс | The Guardian

Из России с легкой тревогой

Более 100 шедевров изобразительного искусства из великолепных российских музеев - кстати, подавляющее большинство этих работ никогда не экспонировалось в Великобритании - готовятся к отправке на выставку в Королевской академии художеств в Лондоне, которая откроется в начале будущего года и привлечет сотни тысяч посетителей.

Эта экспозиция французских и русских художников конца XIX - начала XX века займет место в ряду легендарных выставок Королевской академии - таких, как выставка Моне 1999 года, побившая все рекорды популярности среди художественных выставок в Великобритании. Однако сам факт ее проведения остается под вопросом: есть вероятность, что на бесценные картины будет наложен арест по решению суда. Костяк выставки составляют работы, приобретенные Сергеем Щукиным или написанные художниками по его заказу. В дореволюционный период Щукин был одним из крупнейших российских коллекционеров. После революции его собрание было национализировано. С 1993 по 2004 год его внук Андре-Марк Делок-Фурко подал исковые заявления в суды Парижа, Рима и Лос-Анджелеса, требуя вернуть себе несколько произведений, принадлежавших его деду. Суды отказались удовлетворить иски.

Администрация Королевской академии попросила британские власти предоставить российскому руководству письменные гарантии того, что произведения, временно предоставленные для показа британскому музею, будут защищены от ареста компаниями, которые имеют финансовые претензии к российскому государству.

Подобный документ считается необходимым, поскольку в 2005 году картины, предоставленные для выставки одной из швейцарских галерей, были арестованы после того, как некая торговая фирма, зарегистрированная в Женеве, вчинила иск российскому государству. В итоге арест с полотен был снят и их вернули в Россию; но предоставление экспонатов из российских государственных музеев для выставок в Британии было приостановлено, так как в Великобритании на данный момент нет закона об объектах, "не подлежащих аресту", - правовой нормы, которая страховала бы объекты культурного наследия от таких действий.

По словам официального представителя британского министерства культуры, СМИ и спорта, соответствующие законы сейчас рассматриваются и в начале будущего года, по-видимому, вступят в силу, хотя ко времени открытия выставки - в январе - они еще, вероятно, не будут подписаны королевой.

Письмо российским властям с заверениями, что произведения искусства общей стоимостью в несколько миллиардов фунтов, предоставленные Россией для экспозиции, застрахованы от ареста, уже отправлено. Чарльз Сомарез Смит, секретарь и исполнительный директор Королевской академии художеств, сказал, что "российская сторона всецело приняла эти заверения".

Однако "успокаивающее письмо", призванное заверить Королевскую академию, что работам не угрожает арест, пока не отослано, так как британские власти, по словам представителя министерства культуры, еще окончательно не удостоверились, что Академия, в свою очередь, обеспечила "полную проверку всех работ на юридическую чистоту".

Представитель министерства признал, что ситуация запутанная, а также не имеющая прецедентов с точки зрения британского законодательства. Проверка на юридическую чистоту, по его словам, предполагает: Академия должна удостовериться, что происхождение картин не является "сомнительным".

Центральное место в экспозиции займет, как планируется, "Танец" (II) Матисса - панно площадью 4х3 м, возможно, самое поразительное произведение искусства XX века в санкт-петербургском Эрмитаже. Также на выставку привезут шесть работ Гогена, ряд важных произведений Сезанна, полотна Ренуара и поразительную "Дриаду" Пикассо, которую он написал через год после своих эпохальных "Авиньонских девиц".

Все эти работы хранились в коллекции Щукина; "Танец" (II) он сам заказал Матиссу для украшения лестничного пролета в своем особняке. Кстати, Щукин едва не изменил заказ, испугавшись, что огромные голые фигуры в интерьере его дома, возможно, развратят его юных дочерей. В столовой Щукина на одной стене висели 16 картин Гогена, которые он называл "мой иконостас".

Помимо шедевров французского импрессионизма и постимпрессионизма на выставке, названной "Из России: картины французских и русских мастеров 1870-1925", будут представлены шедевры русских художников. Впитывая парижские веяния - во многих случаях напрямую из великолепных коллекций Щукина - эти живописцы создавали произведения, которые никак нельзя назвать вторичными.

Например, "Купание красного коня", написанное в 1912 году Кузьмой Петровым-Водкиным, вдохновлено древнерусской иконописью, возможно, никак не меньше, чем западноевропейским модернизмом. "Это одна из святынь, которую мы с большим трудом еле добыли из Третьяковской галереи в Москве", - сказал сэр Норман.

Как подчеркнули в Королевской академии, выставке оказывается поддержка "в верхах". Президента России Владимира Путина и премьер-министра Гордона Брауна попросили написать краткие вступления к каталогу выставки.

Тот факт, что Королевской академии художеств и музею Дюссельдорфа, где также пройдет эта выставка, удалось добыть ключевые работы из четырех главных музеев России - ГМИИ имени Пушкина, ГТГ, Эрмитажа и Русского музея, - Мэри-Энн Стивенс, директор Королевской академии художеств по научным вопросам, объясняет "сдвигом в культуре работы со стороны наших российских коллег". Однако есть мнение, что все решило финансовое влияние спонсора выставки - компании E.ON, работающей в сферах электроэнергии и газа. Эта компания имеет тесные связи с Россией. Представители компании вчера отказались разгласить точные данные о своих пожертвованиях российским музеям.

Выставка "Из России: картины французских и русских мастеров 1870-1925" открывается в Королевской академии художеств в Лондоне 26 января.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2022 InoPressa.ru