Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 апреля 2007 г.

Майкл Херш | Newsweek

Интервью. Тэлботт о наследии Ельцина

Борис Ельцин совершил множество ошибок, говорит бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт, но "благослови его Бог" за разрушение старой советской системы

Строуб Тэлботт, который был заместителем госсекретаря в годы администрации Клинтона, знал Бориса Ельцина так же хорошо, как любого американского чиновника. Ельцин был партийным начальником Москвы, выказывая свою независимость, затем сыграл важнейшую роль в разрушении СССР и занимал пост президента новой Российской Федерации в годы хаоса - и все это время Тэлботт пристально следил за возвышением и падением человека, которого он сравнивает со строительным краном, разрушившим старую систему, но оставившим за собой огромную разруху. Как говорилось в анекдоте, популярном в России в конце 1990-х: "Михаил Горбачев подвел нас к краю пропасти, а Ельцин сделал шаг вперед". Тэлботт, прославившийся как эксперт по России, когда он перевел мемуары Никиты Хрущева, говорит, что самую большую ошибку Ельцин совершил, когда назвал своим преемником Путина. Путин дал обратный ход многим демократическим и рыночным реформам, начатым бывшим президентом России, умершим в понедельник. Тэлботт, который в настоящее время является президентом Brookings Institution, беседовал с корреспондентом Newsweek Майклом Хершем.

- Оцените жизнь и карьеру Бориса Ельцина в ретроспективе. Чего он достиг и где он потерпел неудачу?

- Он добился многого, а кое в чем потерпел неудачу, и положительное значительно перевесит отрицательное, когда история вынесет более продуманное суждение. Он был исключительно эффективен в прекращении холодной войны, в разрушении советской империи, в начале интеграции России с Западом. Это много. В чем он потерпел неудачу, как это ни парадоксально, пожалуй, в выборе преемника. По причинам, связанным прежде всего с защитой его интересов и интересов его семьи (семью Ельцина в конце 1990-х годов подозревали в коррупции), он перебрал ряд премьер-министров и очевидных наследников и остановился на Путине, который в итоге осуществил значительный откат в плане многих реформ, начатых Борисом Ельциным.

- Вы может подробнее остановиться на том, что считаете успехами Ельцина?

- Говоря о парадоксах: Ельцин входил в одну из великих исторических знаковых команд - (бывший президент СССР) Михаил Горбачев и Ельцин. Ни один из них не мог бы в полной мере реализоваться без другого. Они были тандемом, который действительно победил худшее, что было в Советском Союзе. Конечно, в случае Горбачева, который лишь пытался реформировать советскую систему, это было сделано невольно. Ельцин же имел намерение разрушить СССР, когда он стал демократически избранным президентом России. Они начали как товарищи. Затем ситуация стала почти оперной - если бы мы ставили великую оперу "Борис Годунов", у нас были бы Борис и Михаил. Горбачев превратил Ельцина из "хорошего коммуниста" в изгоя. И ад не знает такой ярости, какая охватила большого гордого мужчину, которого унизили. Когда-то помогавший Горбачеву, Ельцин пошел дальше и не только стал президентом России, но и вбил кол в сердце советской коммунистической партии. В конце концов, его крупнейшими достижениями являются десоветизация России, создание свободных СМИ, плюрализм и выборная демократия.

- Но ошибки Ельцина, конечно, были больше, чем просто выбор не того преемника. Он неумело провел рыночные реформы, допустил расцвет коррупции и создал в России ощущение хаоса, которое, как утверждают многие критики, породило негативную реакцию, позволившую Путину прийти, отстроить культ личности и раздавить демократию. В какой мере мы можем говорить о вине Бориса Ельцина?

- В значительной мере. Говорим мы о маленькой компании или о сверхдержаве, существует ответственность за преемственность руководства. Начальник номер 1 отвечает за выбор начальника номер 2.

- Он ведь также получал плохие советы с Запада, в том числе и от администрации Клинтона, о том, как провести приватизацию и создать рыночную экономику путем "шоковой терапии" и других радикальных мер?

- Я бы сказал, что он повинен и в том, что не слушал очень хороших советов Запада. Одной из самых больших ошибок, имевших серьезнейшие последствия, была схема "кредиты в обмен на акции" 1995-1996 годов, породившая феномен олигархов. Ларри Саммерс (тогдашний министр финансов) и (его заместитель) Дэвид Липтон в частном порядке выступали против этого. Но вот еще одна смягчающая мысль, которую вы можете принять или отбросить. Ни один из тех, кто высказывает эту правомерную критику в адрес Ельцина, не убедил меня, что какой-либо альтернативный путь мог быть лучше. Противники "шоковой терапии" говорят, что лучше была бы постепенность. Но здесь мы спорим, не принимая во внимание факты, вроде как, если бы у Наполеона не было геморроя, он спал бы лучше в ночь перед Ватерлоо. Моя позиция заключается в том, что Ельцин был подобен металлическому ядру, которое разрушает ветхое старое здание. Критики, по существу, говорят, что было бы лучше разбирать его по кирпичикам. Но я думаю, что в этом случае здание (старая советская система) могло бы устоять.

- На это можно возразить: отчасти из-за недовольства, порожденного хаосом времен Ельцина, старое советское здание вернулось. Может быть, навсегда. Путин поставил у руля КГБ, и, даже если он не воссоздал старую советскую систему, правят многие из тех же чиновников-ретроградов. Вследствие этого возник режим, процветающий на подавлении инакомыслия, запугивании и, возможно, убийствах.

- Очевидно, что-то могло быть лучше. Есть вещи, которые можно было бы сделать, и они сохранили бы необходимую инерцию приватизации и "шоковой терапии". Но я категорически возражаю против слова "навсегда". Я думаю, что в России продолжается переходный период. В путинской системе много слабости, что мы видели на улицах Москвы на прошлой неделе, во время разгрома демонстрации. То, что режим испугался ее настолько, чтобы громить, свидетельствует о слабости. Россия продолжает меняться. А успехи внешней политики Ельцина живы до сих пор.

- Каковы они?

- Мы должны отдать ему должное за соблюдение графика вывода российских войск с Балкан; за то, что на Балканах Россия была частью решения, а не частью проблемы. Он не позволил расширению НАТО привести к взрыву, создав партнерство с НАТО, что было нелегко. Он достиг соглашения о ядерном разоружении Украины, которое потребовало от России множества компромиссов. И, возможно, самым большим внешнеполитическим достижением было быстрое и решительное признание границ между республиками (бывшего СССР) как международных границ. Он легко мог бы стать российским Милошевичем, и в 1992-1993 годах на него оказывали ужасающее давление, подталкивая к этому.

- И все же, разве сегодня мы не видим обратную реакцию, когда Путин ведет жесткую игру с Грузией и Украиной?

- Да, мы видим всплеск этого. И еще мы видим в методологии и ментальности кагэбизацию российской власти. Это целиком вина Путина.

- Не хочется повторяться, но Путин весьма популярен благодаря этой политике. Разве народ не предпочитает его Ельцину, запомнившемуся как обычный пьяница, который неэффективно управлял Россией, и в результате все покатилось в тартарары? Путин был избран с программой восстановления порядка и величия России.

- Думаю, что пьяница, из-за которого все покатилось в тартарары, - это очень упрощенная и несправедливая оценка. Прежде всего, этот "пьяница" много времени был трезв. И он делал много больше, что просто позволял стране катиться в тартарары. Он отправил в тартарары КПСС. И благослови его Бог за это.

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru