24 августа 2006 г.

Дэвид Хэмилтон | The Wall Street Journal

Эмбрионы выживают после извлечения клеток

Исследователи-биотехнологи утверждают, что им удалось разработать новый метод получения стволовых клеток, при котором эмбрион человека не погибает.

Это заявление было встречено разнородной реакцией со стороны ученых и моралистов, находящихся по обе стороны баррикад в ходе дебатов о стволовых клетках. Некоторые выразили восхищение учеными, но сказали, что это едва ли положит конец горячим спорам о нравственности исследований в этой области.

Хотя многие эксперты рассматривают стволовые клетки как потенциальный источник при лечении тяжелых и неизлечимых заболеваний, многие религиозные власти и институты в области этики возражают против извлечения стволовых клеток, считая это проявлением пренебрежения к зарождающейся человеческой жизни. С 2001 года США отказывались финансировать исследования в области стволовых клеток, разрешая использовать лишь небольшое количества уже полученных клеток для сугубо научного применения.

Исследовательская группа, заявившая, что ею изобретен новый метод получения стволовых клеток, работала в калифорнийской компании, занимающейся биотехнологиями, Advanced Cell Technology.

Ученые проводили эксперименты с единичными клетками, извлеченными из крохотного эмбриона человека. Эти клетки исследователи выращивали специфическим методом, благодаря чему некоторые из них смогли развиться в стволовые клетки - строительные элементы первого уровня, из которых в дальнейшем образуются нервы, органы и все типы тканей.

До сих пор получение новой клеточной линии стволовых клеток требовало извлечения группы клеток из пятидневного эмбриона - обычно использовались ненужные эмбрионы, замороженные во время процедуры искусственного оплодотворения, которые в ином случае подлежали бы уничтожению. При извлечении клеток эмбрионы погибали.

Представители Advanced Cell говорят, что их новая технология позволяет получать новые клеточные линии всего из одной клетки эмбриона, взятой на ранней стадии. Эту методику уже применяют в клиниках искусственного оплодотворения, где только-только формирующиеся зародыши проверяют на наличие генетических аномалий, чтобы выявить наиболее жизнеспособные. Извлечение одной или двух клеток, как правило, никак не отражается на дальнейшем развитии плода и ребенка, хотя риск повредить зародыш все же существует.

"Вы получаете клеточную линию и не подвергаете эмбрион особой опасности, - говорит руководитель исследования Роберт Ланца. - Более того, налицо даже польза", поскольку полученные стволовые клетки будут полностью совместимы с клетками ребенка, который вырастет из этого эмбриона, то есть теоретически у него будет удобный источник для решения медицинских проблем в будущем.

Исследование компании Advanced Cell не концентрировалось на получении клеточных линий стволовых клеток из единичной клетки без причинения вреда эмбриону. Как сообщает сегодня журнал Nature, исследователи провели эксперимент с 16 эмбрионами и извлекли в общей сложности 90 клетку. В результате этой процедуры многие эмбрионы были уничтожены.

"Это выглядит так, как будто они растащили эмбрионы по отдельным клеткам и попытались создать клеточные линии из каждой из них", - говорит Арнольд Кригштейн, глава биологической программы по изучению стволовых клеток в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Однако их работа показывает, что из единичной клетки можно вырастить стволовые клетки, что Кригштейн называет "значительным достижением".

Экстраполяция этих результатов на получение стволовых клеток без причинения вреда жизнеспособным эмбрионам должно быть естественно вытекающей из этого следующей задачей, говорит Ланца.

"В том, что касается непосредственно биопсии и последующей процедуры, это то же самое, - говорит Ланца. - Это вопрос семантики". Ланца говорит, что в некоторых случаях исследователи его команды брали у одного эмбриона одну или две клетки, и некоторые из этих эмбрионов продолжали нормально развиваться, прежде чем опять были заморожены".

Ученые из Advanced Cell смогли получить две жизнеспособные клеточные линии стволовых клеток из 91 эмбриональной клетки и показали, что эти стволовые клетки могут положить начало различным типам тканей. Все еще непонятно, отличаются ли значительным образом новые клеточные линии, полученные, в отличие от предыдущих экспериментов, из эмбрионов на ранней стадии. Кроме того, результаты исследований должны получить подтверждение в других лабораториях.

Представители Advanced Cell выражают надежду, что результаты их работы станут поворотным пунктом в исследованиях стволовых клеток. Ученые, работающие без федерального финансирования, сейчас очень заинтересованы в раскрытии тайны того, как стволовые клетки производят разные типы тканей. Эта область наводнена крохотными коммерческими компаниями типа Advanced Cell, которая планирует в следующем году приступить к клиническим исследованиям.

Однако лечение с помощью стволовых клеток, вероятно, не начнется раньше чем через 10 лет. В числе препятствий - отсутствие базового понимания того, почему клетка растет и замещает поврежденную ткань и как именно надо ее использовать в качестве трансплантата, не вызвав реакцию иммунной системы и другие побочные эффекты.

Крупные фармацевтические и биотехнологические компании предпочитают в основном держаться в стороне - частично из-за этических противоречий и отсутствия федерального финансирования исследований. Однако глава Advanced Cell Уильям Колдуелл считает, что метод получения стволовых клеток, безопасный для эмбрионов, может вызвать интерес к этой теме со стороны крупных компаний.

Успех или неудача в это области будут зависеть от того, до какой степени новая технология сможет снять возражения нравственного порядка против исследований в области стволовых клеток. Некоторые ученые и специалисты по этике усомнились, что это как-то смягчит ситуацию. Профессор Стэнфордского университета Уильям Херлбат, который консультирует Белый дом по вопросам биотехнологий, беспокоится, что даже извлечение одной клетки создает неприемлемую угрозу для жизни эмбриона.

Другие отмечают, что никто не знает, не может ли единичная клетка, полученная из эмбриона на ранней стадии, развиться в самостоятельное существо. Если клетки обладают таким потенциалом, то их разрушение для получения клеточных линий стволовых клеток тоже представляет собой нравственную проблему. "Это должно решать этическую проблему, но этическая проблема не решена", - говорит Дэйвор Солтер, директор центра исследования биологии развития в немецком Институте иммунобиологии Макса Планка.

Доктор Ланца говорит, что ничто не указывает на то, что единичная клетка, извлеченная из эмбриона, может развиться в отдельное человеческое существо.

Источник: The Wall Street Journal