Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 декабря 2001 г.

Дэвид Игнатиус | The Washington Post

Россия одерживает победу в войне

По мере завершения войны в Афганистане становится все более очевидным, что самую большую выгоду из событий 11 сентября в плане энергетической политики извлекла Россия, которая теперь соперничает с Саудовской Аравией как с главным мировым производителем нефти.

Поскольку нефть и политика становятся все более взаимосвязанными, рост российской нефтяной отрасли будет иметь серьезные стратегические последствия. Кроме того, он видоизменит сам мировой бизнес, учитывая, что российские нефтяные компании, такие как "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС" становятся в один ряд с такими супергигантами, как Exxon-Mobil и British Petroleum.

По словам экспертов в области энергетики, по итогам войны в Афганистане Россия получит возможность контролировать нефтяные потоки из Средней Азии. Такова практическая цена, которую президент России Владимир Путин может получить за оказание поддержки Джорджу Бушу после 11 сентября. К 2010 году общий объем добычи нефти двух крупнейших среднеазиатских производителей - Азербайджана и Казахстана - может составить примерно 3 млн. баррелей в день.

Кроме того, российские компании могут занять доминирующие позиции в Ираке, вне зависимости от того, кто будет находиться там у власти. А это еще потенциальных 6 млн. баррелей в день, добываемых под контролем Москвы.

К этому следует добавить собственное российское производство, в настоящее время превышающее 7 млн. баррелей в день, и становится очевидным, что Москва стоит на пути превращения в новый Хьюстон - мировую энергетическую столицу. Под контролем России может оказаться добыча 16 млн. баррелей нефти в день; это примерно в 2 раза превышает нынешнюю добычу Саудовской Аравии. И все это не считая добычи газа, где Россия уже занимает господствующее положение в мире.

Потенциальное доминирование России в энергетике стало темой недавнего исследования, проведенного вашингтонской консалтинговой фирмой Petroleum Finance Co. По мнению экспертов этой компании, если суммировать все разведанные запасы российской нефти и газа, то Россия уже становится ведущей мировой энергетической страной, чьи разведанные резервы на 15% превышают саудовские.

"Потребность США в сотрудничестве с Россией означает, что Москва займет доминирующие позиции в новой стратегической ситуации", - утверждает эксперт Petroleum Finance, говоря о "победителях" и "проигравших" после событий 11 сентября. По данным этого исследования, российская политическая гегемония в Средней Азии будет укрепляться по мере того, как Москва получит контроль над региональными трубопроводами и другими экспортными маршрутами.

Серьезные изменения произойдут, когда российские нефтяные предприятия превратятся из неповоротливых государственных гигантов в динамичные современные компании.

Сейчас акции этих компаний оцениваются значительно ниже реальной стоимости из-за их связей с олигархами, нажившимися на приватизации. К примеру, запасы "ЮКОСа" примерно равны резервам TotalFinaElf. И все же его рыночная капитализация составляет менее 1/10 капитализации этой европейской компании.

"Русские поняли, что можно заработать больше на реальном бизнесе, чем на воровстве", - отмечает председатель правления Petroleum Finance Робинсон Уэст. "ЛУКОЙЛ" уже планирует выставить свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже, что вынудит компанию соответствовать жестким американским учетным стандартам.

Российские нефтяные гиганты начинают активно инвестировать свои средства за рубеж ? в те регионы, куда русским легче получить доступ. К примеру, "ЛУКОЙЛ" вложил значительные средства в иракское месторождение West Qurna, которое, по оценкам, будет давать около 700 000 баррелей в день. Кроме того, компания участвует в разработке нефтяных месторождений в Алжире, Судане и Ливии.

"Российские компании хотят играть более важную роль", - соглашается Валид Хаддури, редактор авторитетного издания в области энергетики Middle East Economic Survey. По его словам, важный вопрос состоит в том, откроет ли Россия свою собственную энергетическую отрасль для зарубежных инвестиций.

Еще одним "победителем" в области энергетики после событий 11 сентября стал Иран. В этом сходятся как Petroleum Finance, так и Хаддури. Как и русские, иранцы были важными - хотя и незаметными - союзниками Америки в ее войне в Афганистане. Скорее всего, их за это вознаградят. "Вашингтон вынужден признать стратегические интересы Ирана на Ближнем Востоке и в Средней Азии, - отмечается в исследовании Petroleum Finance, - однако рост влияния России в Средней Азии ограничит политические и экономические дивиденды Ирана".

Самая главная проблема Ирана заключается в использовании своего нового статуса во внутриполитических целях. В Иране правит умеренный президент, и есть молодое поколение, не испытывающее неприязни к США. Однако иранское духовенство и тайная полиция цепляются за власть и могут сделать нефтяную отрасль заложником своей политики.

Огромные запасы нефти, имеющиеся у Саудовской Аравии, сделают эту страну ключевым игроком на нефтяном рынке, вне зависимости от действий России и Ирана. Вот почему некоторые американские политики, призывающие сократить зависимость от поставок саудовской нефти, не понимают сути вопроса. Американцы могут, если хотят, покупать меньше саудовской нефти, однако на мировом рынке эту нефть купит кто-нибудь еще.

Нефть дает власть. И рост российской нефтяной индустрии символизирует собой успехи Путина. Всего за несколько лет Россия превратилась из страны со слаборазвитой экономикой в ключевого союзника Буша. Экономические дивиденды нового статуса России постепенно начинают приобретать реальные очертания.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru