Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 декабря 2010 г.

Джо Беккер | The New York Times

Власти США санкционировали ведение бизнеса со странами из "черного списка"

Невзирая на санкции и торговые эмбарго, за последние 10 лет власти США разрешали американским компаниям вести многомиллиардный бизнес с Ираном и другими государствами, которые считаются спонсорами терроризма, утверждает The New York Times на основе собственного расследования. "По просьбам целого ряда компаний - от Kraft Food и Pepsi до ряда крупнейших американских банков - малоизвестный отдел Казначейства США выдал без малого 10 тыс. разрешений на сделки с участием стран, которые в принципе оттеснены в "экономическое чистилище", недоступное для американского бизнеса", - пишет корреспондент Джо Бекер.

Большая часть разрешений выдана в соответствии с законом, освобождающим от санкций сельскохозяйственную и медицинскую гуманитарную помощь. Этот закон был принят в США 10 лет назад под давлением фермерских ассоциаций и других производителей. "Но закон сформулирован столь широко, что в список разрешенной гуманитарной помощи попали сигареты, жевательная резинка Wrigley's, острый соус "Луизиана", средства для похудения, пищевые добавки для бодибилдеров и спортивно-реабилитационные тренажеры: их поставляют институту, где тренируются иранские спортсмены-олимпийцы", - пишет газета.

По данным издания, сотни других разрешений были выданы, так как власти сочли, что они служат внешнеполитическим целям США. Во многих случаях решение оправданно: таковы контракты на поставки продуктов голодающим в Северной Корее или модернизацию каналов для подключения к интернету (и развитие демократии) в Иране.

"Но при расследовании также выявлены случаи, где польза для внешней политики гораздо менее очевидна", - отмечает издание. Так, некой американской компании разрешили участвовать в тендере на строительство газопровода, который помог бы Ирану поставлять газ в Европу, хотя США выступают против таких проектов. "Еще нескольким американским компаниям разрешили сотрудничать с зарубежными компаниями, которые подозреваются в связях с терроризмом или распространении оружия массового поражения. В одном из этих случаев, касавшемся оборудования, которое приобрел завод по утилизации медицинских отходов на Гавайях, власти не хотели давать разрешения, пока не вмешался влиятельный политик", - говорится в статье.

Впрочем, эти исключения - лишь крохотный противовес для общей мощи американских торговых санкций, едва ли не самых жестких в мире, пишет газета. Однако Стюарт Эйзенстет, курировавший санкции в администрации Клинтона, полагает: "Но когда вы создаете подобные лазейки, в которые может проехать грузовик, вы даете иностранным державам что-то задаром, и они только посмеиваются".

"Вдобавок в странах вроде Ирана, где правительственные элементы взяли под свой контроль крупные секторы экономики, все труднее отделять исключения, помогающие народным массам, от исключений, обогащающих государство. Собственно, согласно документам, правительство США разрешило поставлять дорогостоящее продовольствие в сетевые магазины, принадлежащие банкам из "черных списков", хотя потенциальных покупателей положено проверять на наличие именно таких связей", - говорится в статье.

За соблюдением санкций в США надзирает Отдел управления иностранными активами Казначейства США, который может в исключительных случаях отменять санкции по указаниям Госдепартамента США. Отдел передал газете информацию о разрешениях лишь после того, как она подала в суд на основании федерального Закона о свободе информации. И все же эти документы создают фрагментарную картину "системы, которая порой мало вяжется с ее собственной политикой санкционирования и внешнеполитическими целями США", пишет издание.

Решения отдела часто отражали желание сбалансировать политику с реалиями бизнеса: компании могут невольно участвовать в сделках с организациями из "черных списков", заметили Ливи и директор отдела Адам Сзубин.

Издание восстанавливает историю закона от 2000 года, который освободил от санкций сельскохозяйственную и медицинскую продукцию. "Несмотря на все речи о гуманитарной помощи, этот закон, по сути, был плодом экономических проблем и политического давления. Американские фермеры, столкнувшись с резким падением цен на продовольствие и экспорта, надеялись компенсировать убытки торговлей со странами из "черного списка", - говорится в статье. "Первоначально главной целью лоббистов была Куба, но Иран - страна многонаселенная и относительно богатая - тоже являлся перспективным направлением. До принятия закона США практически ничего не экспортировали в Иран, а за истекший период американский экспорт в Иран составил в целом более 1,7 млрд долларов", - пишет газета.

Со своей стороны, компании, опрошенные изданием, заявили, что действовали в полном соответствии с американским законодательством. Генри Лапидос из American Pop Corn Company заявил, что в экспорте попкорна в Иран и Судан нет ничего дурного: "Неужели иранские солдаты возьмут с собой на войну попкорн, который положено разогревать в микроволновке?"

"И все же даже поставки безобидных товаров могут принести выгоду силам зла. Поэтому отдел выдачи разрешений и Госдепартамент обязаны проверять покупателей гуманитарной помощи на связи с терроризмом. Но проверки проводятся не всегда", - пишет газета. Например, иранские сетевые супермаркеты, которые собирались закупать американские заменители соли, маринад и пищевые красители, принадлежат банкам, включенным в "черный список" США, или мэрии Тегерана.

В этой связи Сзубин заявил: ресурсы его ведомства ограничены, и лучше тратить их на предотвращение закупок оружейных технологий Ираном.

Газета также подробно рассказывает, как завод по утилизации медицинских отходов на Гавайях 28 июля 2003 года заказал электроды у китайской государственной компании China Precision Machinery Import Export Corporation, через два дня подпавшей под санкции США. "Пока электроды везли по океану, Сэмюэл Лю, владелец завода, впервые в жизни сделал пожертвование на политические цели - внес на избирательную кампанию сенатора Дэниэла Инуи 2 тыс. долларов", - пишет газета. Лю утверждает, что это случайное совпадение. Как бы то ни было, сенатор Инуи обратился в отдел по выдаче разрешений, и в итоге разрешение на импорт электродов было получено. Тем временем Лю внес в фонд Инуи еще 2 тыс. долларов.

Но есть и иные примеры: General Electric, один из главных получателей разрешений, заявила, что прекратила все деловые связи со странами, которые входят в список спонсоров терроризма, и обещает пожертвовать все свои иранские доходы на благотворительность.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru