Архив
Поиск
Press digest
9 апреля 2021 г.
24 февраля 2006 г.

Михаэль Людвиг | Frankfurter Allgemeine

Новый российский авиационный суперхолдинг

Ключевые предприятия российской авиационной промышленности, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, должны объединиться в холдинг ОАО "Объединенная авиационная корпорация". В число двух с лишним десятков кандидатов на объединение входят такие предприятия самолетостроения, как "Сухой", "Ильюшин", "Туполев" и "МиГ". Частные отраслевые компании тоже будут интегрированы в новое акционерное общество, которое как минимум на 75% должно оставаться в собственности государства. Это зафиксировано в указе о создании холдинга в форме открытого акционерного общества, который подписан президентом Владимиром Путиным. Путин дал правительству время до апреля 2007 года, чтобы подготовить законодательную базу для создания нового холдинга, а также найти общий язык с частными самолетостроительными компаниями.

Создание нового российского авиастроительного холдинга, как обосновал свое решение Путин, должно поставить своей целью объединение ресурсов российской авиационной промышленности, собрание воедино интеллектуального потенциала, а также укрепление обороноспособности России. В российской авиационной промышленности действуют 293 предприятия, примерно половина из них принадлежит государству или им контролируется. В общей сложности в отрасли занято примерно полмиллиона человек. Объем производства авиационной промышленности оценивается в 160 млрд рублей в год. В любом случае, с начала 90-х годов оборот конечной продукции в отрасли заметно сократился; в 2005 году он составлял 10 млрд рублей. Удельный вес гражданской авиационной промышленности на российском рынке снизился с 27,5% в 1992 году до 17,4% в 2004 году. Соответственно, свои позиции укрепили иностранные производители. Доля военной продукции российской авиационной промышленности в мировом экспорте по данной отрасли достигла в итоге 25%. Но по данным министерства промышленности и энергетики, эта доля сокращается.

Запрет на полеты для Ил-96

Показателем плохого состояния российской авиационной промышленности стал введенный несколько месяцев назад запрет на полеты самолетов Ил-96 - на лайнере этого типа летает и президент - из-за возможных конструктивных дефектов. Новая всероссийская авиакомпания призвана открыть отрасли перспективу на будущее и сократить возможности для деятельности других крупных мировых производителей вроде Lockheed Martin, Boeing или китайской авиастроительной фирмы Aviation Industries of China. Сначала предполагалось, что новая авиакомпания станет для России моделью сотрудничества государства и частного капитала. При этом государственная доля в ней планировалась на уровне 25-51%. Российская газета "Коммерсант" писала, что интерес частных авиакомпаний к новому акционерному обществу был поначалу очень большим. Но как только в предприятии обозначилась гигантская роль государства, готовность участия в проектах, планируемых Путиным и правительством, резко уменьшилась.

"Сделка неандертальцев" - больше влияния государству

Вовсе не случайно, что проект, особенно в его нынешнем, переработанном виде, был приведен в соответствие с тенденцией распространения влияния российского государства на стратегически важные отрасли промышленности. Наиболее броским примером этой тенденции является разрушение частного концерна ЮКОС, сердце которого, нефтедобывающая компания "Юганскнефтегаз", год назад перешло в руки государственного концерна "Роснефть". Владелец контрольного пакета акций ЮКОСа Михаил Ходорковский после процесса, который наблюдатели нашли скандальным, был отправлен в тюрьму. Еще один лакомый кусок из нефтяной отрасли - контролируемый Романом Абрамовичом концерн "Сибнефть" - в прошлом году в результате крупнейшей в российской истории сделки по переуступке отошел государственному монополисту "Газпрому". Был ли тут поставлен во главу угла государственный интерес, не известно, но такое вполне возможно. Министр экономики Герман Греф назвал эту сделку "сделкой неандертальцев".

Критике подверглись и банки, как российские государственные, так и зарубежные коммерческие, которые предоставляют кредиты для осуществления подобных сделок. Встают вопросы, насколько безупречными являются имущественные отношения, которые сформировались в России в ходе дикой приватизации 90-х годов, а также насколько надежны инвестиции бывших "рыцарей-разбойников", сделанные на их пути к статусу крупных промышленников, и какова судьба миноритарных акционеров, которые доверили свои деньги иностранным фондам, инвестировавшим их в предприятия вроде ЮКОСа. Встал также и принципиальный вопрос о целесообразности миноритарного участия иностранных фирм в нефтяных компаниях вроде "Лукойла".

Никаких гарантий для иностранных предприятий

На пресс-конференции в конце января Путин постарался успокоить инвесторов. Выступая перед иностранными журналистами, он намекал, что государство, которое в настоящее время контролирует около трети нефтегазовой отрасли, не намеревается далее расширять свое участие в нефтяной промышленности и других отраслях экономики. Никто не думает над ренационализацией нефтяных концернов, сказал Путин. Иностранные концерны снова и снова приглашаются к участию в дорогостоящей разработке нефтегазовых месторождений. Но закон, который регулирует, где и в каком объеме они могут приложить свои силы, постоянно и без конца пересматривается.

Что касается планов по объединению ресурсов в авиационной промышленности, то здесь еще слишком рано давать окончательную оценку. Все зависит от того, готово ли государство на "реквизицию" частных предприятий или оно остановится на исключительно добровольном участии частного капитала.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru