Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 января 2003 г.

Рональд Асмус | The Wall Street Journal

Глобальные силы НАТО проводят миротворческие миссии, сверхдержавы действуют вместе

Генеральный секретарь НАТО Тадеуш Козмински опускает телефонную трубку и откидывается назад в кресле. Французский командир экспедиционных войск НАТО только что сообщил ему, что иранские вооруженные силы проиграли важный бой. Националистический режим Тегерана бьется в смертельной агонии и готов сдаться.

Глава НАТО испытывает чувство горькой радости. Силы НАТО, действующие в соответствии с резолюцией ООН, с успехом завершили свою первую миссию за пределами Европы. "Слава Богу, - думает он. - Система ПРО смогла защитить Париж, Берлин и Брюссель от химической атаки Ирана". Его передергивает, когда он думает о том, сколько человек могло бы погибнуть в том случае, если бы иранские ракеты долетели до крупнейших европейских городов. Наверняка, одной из приоритетных целей была штаб-квартира НАТО в Брюсселе.

Козмински прикуривает сигару и достает блокнот. 25 лет назад американцы запретили курить в штаб-квартире НАТО. Он ненавидит это правило и решил нарушить его сегодня. Ему надо подумать о том, что делать дальше. Во-первых, несколько срочных телефонных звонков. Силы НАТО понесли крупные потери. Как всегда, самая большая нагрузка лежала на плечах американцев и англичан. В первую очередь ему следует позвонить президенту США и премьер-министру Великобритании.

Кроме того, ему надо позвонить канцлеру Ульриху Шмидту, которого называют немецкой "Мэгги Тэтчер". Шмидт изменил политику своих предшественников, резко увеличив военный бюджет и взвалив на свои плечи большую ответственность за ситуацию в мире. Надо поговорить и с президентом России Владимиром Ивановым. Москва не вступила в трансатлантический альянс, но совместная бригада НАТО и России, созданная всего несколько лет назад, участвовала в борьбе с вооруженными силами Ирана. И наконец, надо позвонить премьер-министрам двух новых членов ЕС, Турции и Украины, подразделения которых сыграли ключевую роль в операциях НАТО.

Козмински задумался. В юности он был диссидентом, боролся с коммунистами. Если бы в те годы кто-нибудь сказал ему, что в будущем Америка, Европа и Россия будут вместе воевать с новой ядерной державой, Ираном, он бы лишь посмеялся.

Он задумался о том, что готовит для него будущее. Пять лет назад он стал первым восточноевропейским генеральным секретарем НАТО. Настало время уходить в отставку. Одно издательство предложило ему написать мемуары. Козмински, историк по образованию, хотел бы рассказать о том, как НАТО удалось реформироваться.

Следует вернуться к началу века, вспомнить о том, как альянс начал проводить реформы. После того, как в НАТО вступили восточно- и центральноевропейские государства, альянс неожиданно пострадал от первой волны терактов "Аль-Каиды". Удар был нанесен по США в 2001 г. Европейцы, на словах выражая солидарность с США, так и не поняли, насколько серьезна эта угроза. Поэтому многие жители континента выступали против вторжения США в Ирак.

Ситуация начала меняться в 2005 г., после второй волны терактов "Аль-Каиды". Террористическая организация попробовала нанести удар примитивным химическим оружием и "грязными" атомными бомбами. Европа была потрясена и вышла из летаргического сна. К власти пришли новые политические лидеры, готовые проводить жесткую политику на Большом Ближнем Востоке, реформировать силы обороны Европы и стратегический альянс с Вашингтоном. США тоже изменились. Американские вооруженные силы легко и умело победили в войне с Багдадом, но, как оказалось, они недооценивали сложности, с которыми им придется столкнуться при создании демократического Ирака. Вашингтон крайне нуждался в союзниках и международной поддержке. Последователи Буша приложили усилия к тому, чтобы восстановить альянсы США с Европой и Азией.

В 2007 г. Вашингтон и ЕС смогли совместными усилиями привести Израиль и Палестину к мирном соглашению. В регионе были размещены войска НАТО, чтобы поддерживать, говоря словами прессы, "холодный мир". После этого влияние НАТО на Ближнем Востоке начало усиливаться. Через год слабое демократическое правительство Багдада попросило альянс взять на себя руководство миротворческой миссией в Ираке.

В конце концов оказалось, что главную угрозу для Запада представлял не Ирак, а Иран. Многие надеялись, что в Иране произойдет "бархатная революция" и что демократические силы отберут власть у консервативных религиозных политиков. Однако новый националистический режим страны строил империалистические планы в регионе. В 2011 г. Тегеран взорвал свою первую атомную бомбу, началась гонка вооружений.

В дверь постучал помощник Козминского. Подошло время поговорить с президентом Совета ЕС о прекращении военных действий и предстоящих сложностях. "Остается лишь надеяться, - думал он, - что у нас появляется возможность начать мирный процесс на Большом Ближнем Востоке". Настало время создавать в регионе новую структуру, способную обеспечить мир.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru