Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 января 2011 г.

Эллен Барри | The New York Times

Художник, играющий в кошки-мышки, рискует попасть в когти российских властей

Отыскать Алексея Плуцера-Сарно стало непросто: когда милиция стянула кольцо вокруг радикальной российской арт-группы "Война", к которой он принадлежит, он перестал пользоваться сотовой связью, повествует Эллен Барри на страницах The New York Times. По возможности Плуцер-Сарно старается не ночевать две ночи подряд в одном месте. Чтобы взять у него интервью для этой статьи, журналисты должны были явиться в Киеве к памятнику философу Григорию Сковороде - тому самому, на чьей могиле написано: "Мир ловил меня, но не поймал".

"Возможно, все это похоже на игру, но для нее есть веские основания: "Война" три года играет в кошки-мышки с российскими правоохранительными органами, устраивая уличные акции, как почти незаметные (метание живых кошек в кассиров "Макдональдса"), так и монументальные (на петербургском разводном мосту был нарисован пенис высотой 210 футов, и, когда мост развели, пенис поднялся и указал на здание ФСБ)", - пишет журналистка.

Первоначально российское власти смотрели на "Войну" как на докучливую помеху - за рисунок на мосту группу оштрафовали всего лишь на 2 тыс. рублей. "Но теперь налицо новые обвинения, цель которых - прекращение деятельности группы. Два из руководителей "Войны" находятся в СИЗО, их могут приговорить к тюремному заключению на срок до 7 лет, а третья руководительница опасается потерять право опеки над своим сыном", - пишет газета.

48-летний Плуцер-Сарно похож не столько на беглеца, сколько на профессора - из тех, что до рассвета спорят о герменевтике и попивают вино из пакетов, полагает автор статьи. Плуцер-Сарно составил многотомный словарь русских нецензурных слов и вел на телевидении ток-шоу "Черный квадрат". Но все это осталось для него в прошлом. Как он говорит, власти пригрозили предъявить ему обвинение в организации преступной группировки, что чревато тюремным заключением на срок до 20 лет.

"На вопрос, не тяготит ли его нынешний образ жизни, Плуцер-Сарно лишь ослепительно улыбнулся: ему это очень нравится", - говорится в статье.

По его словам, арт-группа "Война" появилась на почве омерзения. К середине прошлого десятилетия Москва купалась в деньгах, и выражение радикальных взглядов практически исчезло из общественной жизни. Художники хорошо зарабатывали благодаря галереям, финансируемым миллиардерами со связями в правительстве. Тогда-то Плуцер-Сарно и объединился с основателем "Войны" Дмитрием Воротниковым. Группа жаждала внимания, а привлекать его - конек Плуцера-Сарно. "Свою новую кампанию группа начала с оргии в Биологическом музее, которую позиционировала как высказывание об избирательной кампании Медведева", - говорится в статье.

Московский арт-мир отреагировал в основном прохладно. "Но "Войне" не понадобились связи в арт-мире: YouTube, LiveJournal и Twitter обеспечили ей доступ к молодым россиянам, которые разделяют чувство юмора группы и ее возмущение милицией", - говорится в статье. Самой безупречной акцией группы Плуцер-Сарно назвал изображение пениса на мосту. "Оно полностью соответствует моему пониманию того, каким должно быть искусство. Монументально, героично, романтично, леворадикально, акт протеста. Мне оно нравится как произведение, а не просто потому, что это пенис", - заметил он.

После ареста Воротникова и Леонида Николаева перформансов больше не было, отмечает издание. Некоторые почитатели считают, что арест - естественное продолжение деятельности группы. Но московский художественный критик Давид Рифф говорит, что аресты нанесли долговременный ущерб группе художников, которая пленяла тем, как головокружительно уходила от преследователей.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru