Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 июня 2015 г.

Эрик Шмитт и Стивен Ли Майерс | The New York Times

НАТО заново фокусирует внимание на Кремле, своем первоначальном противнике

"После многих лет, в течение которых НАТО отвечало на угрозы вдали от границ государств-членов, теперь оно вкладывает новую энергию в планы противостояния намного более крупной и агрессивной угрозе из своего прошлого - Москве", - пишут журналисты Эрик Шмитт и Стивен Ли Майерс в The New York Times. Этот сейсмический сдвиг виден на примере военных учений в Латвии.

На днях в лесу близ военной базы в Адажи латвийские солдаты отрабатывали атаку на окопы противника, а два американских самолета-штурмовика A-10 стреляли из 30-миллиметровых пушек. Самолет B-52 сбросил девять учебных бомб, причем бомбардировку корректировали по радио латвийцы с земли. "И все это в каких-то 180 милях от российской границы", - отмечают авторы.

Ни от кого не укрылось символическое значение присутствия B-52. "Когда-то главной миссией этих бомбардировщиков считалось нанесение "ядерного нокаута" советским силам. Но теперь они впервые были применены в небе над Латвией, чтобы продемонстрировать решимость на новом фронте между НАТО и Россией, наследницей советской военной машины", - говорится в статье.

"Если русские почуют, что есть окно возможностей, они воспользуются им к своей выгоде, - сказал министр обороны Эстонии, генерал-лейтенант Рихо Террас, который недавно мобилизовал в этой крохотной стране 13 тыс. военнослужащих для проведения других учений. - Мы должны гарантировать, что для просчетов нет места".

Учения в Латвии, которые входят в серию учений, намеченных на ближайшие месяцы, заострили внимание на всей сложности задач, вставших перед НАТО, считает газета. После многих лет, когда страны НАТО урезали оборонные бюджеты и проводили миссии вдали от своих границ, альянс вынужден вернуться к планам, которые военные и политики по большей части отправили в архив.

Сегодня и завтра министр обороны США Эштон Б.Картер обсудит с коллегами из государств альянса, как противостоять вновь крепнущей России.

Во вторник Картер впервые подтвердил планы размещения американских тяжелых вооружений в странах Балтии и Восточной Европы. Этот план был встречен с беспокойством в некоторых кругах накануне совещания министров, а Москва выступила с энергичным протестом, говорится в статье.

"Аннексия Крыма Россией и роль России в войне на Восточной Украине уже повлекли за собой то, что генсек НАТО Столтенберг недавно назвал "крупнейшим с окончания холодной войны наращиванием сил НАТО", - пишет газета.

Заметно увеличились контингенты, которые по принципу ротации проходят обучение на территории восточноевропейских стран-членов НАТО, активизировалось патрулирование воздуха и морей от Балтики до Черного моря в ответ на более энергичное российское патрулирование вблизи периферии НАТО.

В феврале альянс объявил, что создаст шесть новых командных центров на территории восточных союзных стран, а также сформирует "передовые силы" быстрого реагирования численностью 5 тыс. человек. Теперь НАТО размышляет, какие еще меры понадобятся.

Газета замечает: недавние шаги НАТО и дебаты о его шагах в будущем обнажили внутренние разногласия в альянсе. Угроза, исходящая от путинской России, оценивается по-разному, что, в свою очередь, влияет на споры о том, насколько энергично должны готовиться страны-члены.

"Некоторые считают, что эта угроза надвигается, другие же полагают, что Россия менее опасна, чем нестабильность, приток мигрантов и взлет экстремизма, исходящие из Северной Африки. По данным свежего опроса, граждане некоторых стран НАТО довольно холодно относятся к идее, что нужно воевать ради защиты других союзников по НАТО, не говоря уж о защите Украины", - поясняют авторы.

Реакция НАТО на события на Украине потребовала глубокого сдвига в стратегическом мышлении. Долгое время казалось, что постсоветская Россия станет для НАТО партнером, если не членом альянса. "Этого не исключал и сам Путин, когда в 2000 году впервые вступил в должность президента", - напоминают Шмитт и Майерс.

Авторы переходят к нынешней ситуации: "Некоторые не исключают, что возможно столкновение с применением обычных вооружений (сам Путин отверг такой вариант, назвав его безумным), другие указывают на потенциальные угрозы под завесой уловок и подрывной работы, во многом схожие с российской аннексией Крыма и поддержкой, которую она продолжает оказывать этническим русским в ходе войны на Восточной Украине".

Как ожидается, на совещаниях в НАТО на этой неделе будет представлен конфиденциальный доклад, где анализируется риск того, что Россия дестабилизирует страны Балтии. "Но потенциальная вероятность подобной атаки негласно является лейтмотивом многих учений и планирования в подобных местах", - отмечают авторы.

Некоторые чиновники и высокопоставленные офицеры уверяют, что для перехода к новой политике НАТО и особенно для укрепления восточного фланга альянса нужно сделать гораздо больше, чем делается сейчас.

Министр обороны Польши Томаш Семоняк призвал учесть враждебное отношение России к НАТО - это "не летняя гроза, а климатическое изменение". По его словам, пора задуматься о размещении значительного количества тяжелых вооружений в Восточной Европе.

Со своей стороны, Дэвид Очманек (RAND Corporation) полагает, что изменить политику будет нелегко. Странам НАТО непросто направлять на оборону даже 2% их ВВП. При этом "в данный момент никто в военном истеблишменте какой-либо страны не жаждет входить в новые расходы", сказал Очманек.

Как бы то ни было, хотя официальные лица США говорят, что основная задача вышеописанных учений - совместное оттачивание навыков странами Балтии и НАТО, это также знак солидарности. В ежегодных учениях "Сабельный удар" приняли участие более 6 тыс. военнослужащих - в три раза больше, чем два года назад.

"Угроза странам Балтии остра (как минимум, теоретически)", - пишет газета. Очманек заметил: "Наивно думать, что эти страны могут самостоятельно обороняться от решительной атаки России".

В НАТО полагают: более вероятны не наземные атаки российских войск, а некая кибератака или наступательная "информационная война". "Это два из ключевых компонентов стиля гибридной войны, который занимает центральное место в новой военной стратегии России, обнародованной в 2013 году начальником Генштаба ВС РФ генералом Валерием В.Герасимовым", - говорится в статье.

В странах Балтии командующие войск и лидеры гражданских органов власти говорят, что спешно модернизируют и наращивают свои вооруженные силы и другие силы безопасности.

Но не все страны-члены НАТО настроены столь горячо.

"Есть мнение, что вся эта история - лишь дорожный ухаб и, кое-что слегка подправив, мы сможем вернуться к статус-кво, -сказал в телефонном интервью экс-посол США в России Майкл Макфол. - На мой взгляд, надеяться на это наивно. Путин не изменит позицию и не уйдет с поста. Нам придется существовать в этой ситуации долгое время".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru