24 марта 2003 г.

Дэвид Ренни | The Telegraph

"Аль-Каида" близка к созданию антракса, считают США

Появились "чрезвычайно пугающие" признаки того, что "Аль-Каида" сможет приступить к производству химического и биологического оружия - включая антракс - гораздо скорее, чем считалось ранее.

Уже давно официальные лица США заявляли, что эта террористическая сеть располагает и рабочими планами, и всеми материалами, которые требуются для производства цианида, а также токсинов, вызывающих ботулизм и сальмонеллез: эти биологические агенты могут заражать пищу, однако редко вызывают летальный исход у взрослых. Не так давно появились опасения, что экстремисты могут отравить этими веществами запасы продовольствия союзнических войск в Афганистане.

Однако этими агентами "Аль-Каида" не ограничилась. По свидетельству издания The Washington Post, террористы располагают также новейшими технологиями производства антракса. Для проведения работ в этой области "Аль-Каида" наняла опытных ученых, среди которых - как минимум один пакистанский микробиолог.

Поток новых тревожных разведданных продолжает расти. В настоящий момент американские следователи переводят и изучают документы и компьютерные данные, захваченные после ареста лидера "Аль-Каиды" Халеда Шейха Мухаммеда.

На прошлой неделе Шейху Мухаммеду, главному стратегу атак 11 сентября, была представлена часть добытых следователями свидетельств, и он впервые заговорил о своей роли в программе производства бактерий антракса.

Шейх Мухаммед, которого также называют "мозговым центром", был схвачен в пакистанском городе Равалпинди в доме, принадлежащем бактериологу Абдулу Куддосу Хану, который имеет доступ на производственные объекты Пакистана. После ареста Мухаммеда Хан исчез.

Все обнаруженные в его доме документы написаны от руки, но не рукой Шейха Мухаммеда. В компьютере лидера "Аль-Каиды" не удалось обнаружить ни одного из этих компрометирующих документов, которые включают детализированную программу производства, перечень оборудования, необходимого для создания биохимического оружия, а также приказы о приобретении bacillius anthracis - бактерии, вызывающей антракс (сибирскую язву).

Следователи отказались назвать штамм антракса, который готовится производить "Аль-Каида", однако отметили, что он не входит в число самых смертоносных (у антракса их известно около 1200).

Есть и еще один момент, вызывающий вздох облегчения: из обнаруженных документов вытекает, что пока "Аль-Каида" не владеет специальной технологией измельчения для получения микроскопических частиц антракса, которые можно было бы рассеивать в воздухе.

Уже на протяжении нескольких последних лет Америка и ее союзники знают о том, что "Аль-Каида" проводит эксперименты по созданию химического и биологического оружия. Например, в лагере Дерунта в Афганистане проводятся испытания материалов на собаках, трупы которых, как свидетельствуют фотографии, полученные со спутника, в больших количествах разбросаны вокруг лагеря.

Этими экспериментами руководил Мидхат Мурси - египтянин, находящийся в бегах. Его познания в области биологии называют довольно ограниченными, что позволяло США надеяться на то, что все разработки в этой сфере проводятся под началом столь же малообразованных людей.

По словам представителей США, они серьезно призадумались, когда узнали, что биохимическая программа "Аль-Каиды" находится под личным контролем такого высокопоставленного и компетентного человека, как Шейх Мухаммед.

Пока следователи не могут сказать точно, насколько близко подошла "Аль-Каида" к производству биохимического оружия. Как сообщил The Washington Post представитель министерства обороны, при правильном подборе оборудования планы, обнаруженные в Равалпинди, могут быть использованы как детализированная инструкция.

Источник: The Telegraph