Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 мая 2001 г.

Анн Нива | Libération

Москву раздражает позиция Грузии по чеченскому конфликту

Во дворах - типичная для этого времени картина. Женщины в платках занимаются своими обычными делами: носят дрова, воду, покупают продукты. Мужчины собрались вокруг покосившихся киосков. Они чего-то ждут. Такую сцену можно было бы наблюдать где-нибудь в Чечне. Но в данном случае речь идет о Грузии. С началом наступления российских войск в Чечне в октябре 1999 года в районе Панкисского ущелья, находящегося в 170 км к северо-востоку от Тбилиси, несколько тысяч беженцев из Чечни перебрались к своим дальним родственникам кистинцам, чеченцам, с давних лет проживающим в Грузии.

Как всегда, в беседе принимают участие исключительно женщины. "Из Грозного стали уезжать, как только начались первые бомбардировки. На попутках, на автобусах. Граница с Грузией, которую мы пересекли пешком, никем не охранялась", - рассказывает 35-летняя Медина. Для этих семей даже не стоял вопрос о бегстве в Ингушетию, "через псевдокоридор, который стал настоящей ловушкой". С тех самых пор группа учителей из Грозного занимается с 600 детьми школьного возраста из семей, укрывшихся в этой долине.

Около 7 тысяч беженцев, в основном, женщины, старики и дети, которым Грузия предоставила убежище после того, как в октябре 1999 года началась вторая чеченская война, поддерживают избранного президента Чечни Аслана Масхадова. Эти уставшие женщины хотят лишь одного: вернуться в Чечню. "Прежде чем покинуть Чечню, российские военные из страха и жажды мести хотят бросить наших мужчин в фильтрационные лагеря", - говорит одни из них.

Учебные лагеря

Эти "незаконные" беженцы, пересекшие международную границу, вызывают раздражение у российских властей. Российская сторона обвинила Тбилиси не только в том, что Грузия закрывает глаза на поставки оружия, боеприпасов и продовольствия боевикам, укрывшимся в Панкисском ущелье, но и в том, что она допускает размещения лагерей по подготовке боевиков на своей территории.

"Конечно, боевики здесь есть, и они не скрываются. Зачем им скрываться? - улыбается Медина. - Они пересекли границу позже нас, заплатив русским". Прошлым летом несколько сот боевиков, сопровождавших полевого командира Руслана Гелаева, на самом деле, проникли в Панкисское ущелье. Большинство боевиков все еще находится там, в ожидании гипотетических приказов. "Некоторые сняли дома, другие перебираются из семьи в семью", - говорит Медина.

Наблюдатели

Если грузинские власти и закрывают глаза на эти вооруженные группировки, то присутствия на своей территории учебных лагерей они не допускают. "Здесь помнят о том, что во время войны между Тбилиси и сепаратистами из Абхазии в 1992-1993 году чеченский полевой командир Шамиль Басаев сражался на стороне абхазцев и что он прошел подготовку у русских, поддерживавших абхазцев", - подчеркивает Зураб Жвания, молодой председатель грузинского парламента, потенциальный преемник Эдуарда Шеварднадзе. "После того, как наш президент отказал Москве в ее просьбе перебросить войска, которые должны были бы вести боевые действия в Чечне, через нашу территорию, российские СМИ превратили нас, грузинов, в сущих дьяволов. Эта пропаганда относительно гипотетических баз просто абсурдна", - говорит он. В связи с подобными обвинениями со стороны Москвы, Грузия дала согласие на размещение вдоль 80-километрового отрезка российско-чеченской границы нескольких десятков наблюдателей ОБСЕ.

"Мы заключили с боевиками своего рода договор, - рассказывает полицейский из Ахметовского района. - Они ведут себя спокойно, мы тоже".

Контрабанда

Согласно официальной версии, в этом районе были усилены меры безопасности с целью "борьбы с активно растущей преступностью". Нелегальные поставки наркотиков из Чечни вызывают все большее беспокойство у грузинских правоохранительных органов. "Это самые настоящие преступники и никакие не боевики!", - заявляет молодой милиционер, патрулирующий район ущелья. "После того, как боевики перебрались в наш район, они даже предложили нам помощь, в случае необходимости".

Ситуация в Чечне самым серьезным образом отравляет отношения между Грузией и Россией. Москва все хуже и хуже переносит "независимую" внешнюю политику Тбилиси. "Они не хотят, чтобы мы оказались втянутыми в водоворот войны, - говорит Алекс Петриашвили из министерства иностранных дел. До такой степени, что 5 декабря Москва в одностороннем порядке ввела визовый режим для грузинских граждан.

Опасаясь общей дестабилизации обстановки в регионе, где сложилась катастрофическая экономическая ситуация, где продолжаются два до сих пор не урегулированных конфликта, спровоцированных сепаратистами, (в Южной Осетии и Абхазии), которые сделали беженцами 300 тысяч человек, грузинские власти пытаются преуменьшить трудности. "У маленького государства всегда есть проблемы с большим соседом, - говорит председатель парламента Зураб Жвания. - Грузия заинтересована в нормализации отношений с Россией. В любом случае, мы не хотим обострения наших отношений, и мы недавно подтвердили это, проголосовав в Страсбурге за восстановление права российской делегации в Совете Европы участвовать в голосовании".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru