Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 мая 2007 г.

Ник Холдстворт | Hollywood Reporter

Купаясь в рублях

В этом году кассовые сборы в России могут достичь отметки в полмиллиарда долларов, причем российские продюсеры соберут примерно треть от этого урожая за отечественные фильмы. Чтобы увидеть эту ситуацию в перспективе, надо вспомнить, что в 2001 году российская кинопромышленность получила всего 2 млн долларов от 65-миллионного кинорынка.

Российский рынок киноиндустрии, отличающийся тенденцией к росту, долго раскачивался после десятилетнего периода понижений 1990-х, когда казалось, что он уже никогда не оправится.

По иронии судьбы, длительный период упадка, когда телевидение тратило огромные деньги на международную продукцию, как раз позволил отечественной киноиндустрии дождаться своего часа. Четырехкратное падение рубля по отношению к доллару в августе 1998 года покончило с тенденцией скупать голливудские пакеты фильмов и американские сериалы, такие как "Санта-Барбара" и "Скорая помощь" компании NBC, которые тогда доминировали в телепрограммах.

Вынужденные вернуться к более дешевой местной продукции, телепродюсеры обратили свои взоры к легионам страдающих из-за отсутствия работы технических сотрудников и талантов от киноиндустрии, и возрождение российского кино началось.

Для потенциальных продюсеров и режиссеров изменение курса стало нечаянной удачей, такой поворот мало кто мог предугадать.

Тимур Бекмамбетов, режиссер двух российских мегахитов, "Ночного дозора" 2004 года и "Дневного дозора" 2006-го, не был связан с кино в прошлом, а просто однажды начал заниматься коммерческим телевидением.

Бекмамбетов, который сейчас снимает в Праге фильм "Разыскивается" (Wanted) с участием таких звезд Голливуда, как Морган Фриман и Анджелина Джоли, а также стремительно восходящего к славе британского актера Джеймса Макэвоя ("Последний король Шотландии" 2006 года и февральское "Первое блюдо на десять человек"), с ностальгией вспоминает времена, когда в зарождающемся секторе киноиндустрии в России практически не было никаких правил и ограничений.

"Я вырос в казахском городе Гурьеве, который географически расположен между Европой и Азией, - говорит он. - Потом, когда я жил в Москве в безумные времена 1990-х, когда было достаточно просто объявить, что ты банкир, или гангстер, или кинорежиссер, чтобы действительно им стать, всем нам приходилось снова и снова преодолевать барьеры и границы, о существовании которых в более стабильных обществах даже не догадываются. Некоторым было трудно избавиться от своих советских привычек, и их поглотил бурный и опасный поток того времени, другие просто переделали себя заново".

Мобилизованные находящимся в отчаянном положении руководством российского телевидения, Бекмамбетов и ему подобные потоком хлынули на телевидение, и, хотя тогда это трудно было увидеть, российский кинорынок начал набирать силу.

Цифры говорят сами за себя: в 2001 году российские продюсеры получили 2 млн долларов из общих кассовых сборов в 65 млн долларов за 39 фильмов; к 2003 году доля от кассовых сборов за 40 российских фильмов составила 8,3 млн долларов от общей суммы в 190 млн долларов. По-настоящему все закрутилось в 2004-м, когда 51 отечественный фильм собрал 32,5 млн долларов от общих кассовых сборов в 268 млн долларов. К прошлому году 59 российских фильмов собрали 117 млн долларов от общей суммы кассовых сборов в 455 млн долларов, получив таким образом 25,7% от рынка.

Если бы хоть один российский фильм привлек лишь малую часть от сборов номера один в прокате - фильма "Дневной дозор", - цифры были бы еще более впечатляющим, говорит Александр Семенов, редактор влиятельного еженедельного издания о киноиндустрии "Кинобизнес сегодня".

"Фильм Бекмамбетова, второй в серии "Дозоров", один собрал почти 35 млн долларов, и в первом полугодии 2006 года эта сумма представляла собой 45% от общих кассовых сборов, - говорит Семенов. - Хотя с летними голливудскими релизами ситуация изменилась, эти цифры все же демонстрируют достойное интереса возвращение российского кино на рынок, который к концу 2007 года может достичь планки в 500-520 млн долларов по кассовым сборам".

Высокие показатели за период с 1 декабря 2006 года по 25 февраля 2007 года демонстрируют, насколько мощные позиции занял отечественный продукт. 28 декабря одновременно вышли три фильма: два российских - доисторическое фэнтези "Волкодав" и комедия "Жара" - и голливудская "Ночь в музее". Они немедленно заняли три верхних строчки в чартах и неделями не сдавали позиций.

Из этой тройки "Ночь в музее" была на последнем месте, собрав 12,9 млн при выходе на 455 экранах в пиковый период зимних каникул.

Хотя цифры вызывают оптимизм и определенно отражают силу отечественной киноиндустрии, Семенов повторяет предостережение, которое звучит из многих уст в Москве, призывая избегать излишней уверенности в отечественной продукции.

"Число производимых российских фильмов растет, но число релизов на самом деле падает", - говорит он.

Действительно, из примерно 200 отечественных фильмов, снятых в 2006 году, всего 59 вышли на широкие экраны; в 2005 году было снято меньше фильмов, но зато 62 российских фильма вышли на экраны.

Это частично объясняется ограниченностью числа экранов, доступных для голливудского и местного кино - дистрибьюторы вынуждены бороться за то, чтобы выпустить свою продукцию на всего 1100 современных экранах, имеющихся на территории России. А местным фильмам, несмотря на привлекательность их для аудитории, приходится нелегко в конкуренции с международным товаром.

Семенов говорит, что хотя не все российские фильмы могут стать блокбастерами такого же уровня, как "Ночной дозор" и "Дневной дозор", тем не менее он призывает отечественных продюсеров последовать примеру продюсеров "Дозоров" Константина Эрнста и Анатолия Максимова.

"У этих ребят есть вкус, они работают на телевидении, поэтому они знают социальные течения и коммерческие тенденции и знают, где может ждать наибольший успех, - говорит он. - Это может быть какой угодно фильм, но они сделают его таким образом, что людям он понравится".

Семенов добавляет, что один из следующих проектов этого продюсерского дуэта, осовремененный сиквел советского культового фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!", станет не просто римейком, но будет представлять собой нечто совершенно новое, обладающее "такой же энергетикой и привлекательностью, как оригинал".

Однако как и советский фильм, ставший уже киноклассикой и послуживший для этого проекта источником вдохновения, он едва ли будет столь же интересен мировому зрителю, как "Дозоры" - что является еще одним ограничительным фактором в том, что касается финансовых перспектив российского кино.

Рассмотрим для примера фильм "Любовь-морковь", фарсовую комедию, которая вышла на экраны в прошлом месяце и выступила достаточно хорошо, собрав за первую неделю неплохую сумму в 6 млн долларов. Только французское "Такси-4", написанное и спродюсированное Люком Бессоном, его опередило (собрав за тот же период 8 млн долларов). Однако помимо внутренних сборов, продаж прав для производства DVD и телепоказов, такой фильм практически не имеет шансов получить какую-либо существенную прибыль на международном рынке.

"Нынешние релизы российских фильмов очень успешны, - говорит Семенов, - но это не те фильмы, которые можно увидеть на фестивалях и не те, которые завоюют международные рынки. В используемых в США терминах фильм "Любовь-морковь" можно классифицировать как фильм класса В, но для российского зрителя это класс А, потому что в нем заняты крупные отечественные звезды".

Примером фильма, который мог бы привлечь мировую аудиторию, является фильм санкт-петербургской компании Thema Prods "Транзит". Это военный фильм на английском языке, который выйдет на экраны в Каннах и в котором заняты иностранные актеры во главе с Джоном Малковичем.

Однако Армен Дишдишян, президент компании "Централ Партнершип Sales House", части кинокомпании "Централ Партнершип", согласен, что потенциал международных продаж российской киноиндустрии остается ее слабым местом.

"Перспективы международных продаж для российских фильмов до сих пор не включаются в общие прогнозы прибыли отечественными продюсерами, хотя мы планируем включить этот пункт для соответствующих проектов в следующем году", - говорит он.

У кого нет сомнений о потенциале российского кино, так это у продюсера "Дневного дозора" Максимова. Имея в своем арсенале фильм, который в прошлом году собрал на российском рынке почти 35 млн долларов и вышел в международный прокат - международная премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, после чего весной и летом фильм прокатился по Европе и миру - Максимов и его партнер Эрнст готовятся вывести на парад новые проекты, которые взорвут российские и, как они надеются, международные кассы.

"У нас готовится ряд проектов различных жанров - комедии, исторические драмы, боевики - которые понравятся российскому зрителю и, как мы надеемся, будут иметь международный потенциал", - говорит Максимов.

Хотя "Сумеречный дозор" (Dusk Watch), третий, англоязычный фильм в серии "Дозоров", не будет как таковой являться производством Эрнста и Максимова, его режиссирует Бекмамбетов, что позволяет многим предполагать, что сиквел повторит успех своих предшественников за рубежом.

Если это действительно произойдет, не ждите, что вышедший на большую дорогу российский кинобизнес в ближайшее время снова впадет в спячку.

Источник: Hollywood Reporter


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru