Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 мая 2013 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Атака в Вулвиче как проявление "люмпен-терроризма"

Убийство британского военнослужащего в Лондоне, совершенное в среду двумя исламистами, воплощает самый большой страх западных разведслужб - непредсказуемые нападения "волков-одиночек". Эта кровавая атака больше похожа на "люмпен-терроризм" - терроризм для бедных, не такой смертоносный, но не менее пугающий, пишут СМИ. Журналисты сообщают новые сведения о двух нападавших, пытаются выявить различия и параллели между бостонскими и лондонскими террористами, попутно отмечая, что в 90-е годы Британия дала прибежище сообществу радикалов, превративших ее в "Лондонистан".

Убийство британского военнослужащего возле казармы в Лондоне, совершенное 22 мая двумя исламистами, воплощает самый большой страх западных разведслужб - непредсказуемые нападения так называемых "одиноких волков": террористов-одиночек или микроячеек, пишет корреспондент Le Monde Лоран Бордон.

Убийство в Лондоне больше похоже на "люмпен-терроризм" - терроризм для бедных, "не такой смертоносный, но не менее пугающий, поскольку такие теракты совершаются волнами и циклами", говорится в статье.

Нападение с холодным оружием также не является новым явлением: во время первой интифады Израиль захлестнула "война ножей" с уличными нападениями на израильских солдат, напоминает автор публикации.

Бостонский теракт и убийство военного в Лондоне примечательны тем, что террористы не имели конкретного плана развязывания войны и не задумывались, что будет после, полагает обозреватель El Mundo Пабло Пардо. Журналист пытается выявить различия и параллели между людьми, совершившими нападения в Бостоне и Лондоне.

"Царнаевы не были американцами, они были мусульманами с рождения. Вдобавок в их случае велика доля национализма - они чеченцы, принадлежат к народу с умопомрачительной традицией борьбы", - пишет автор, ссылаясь на "Хаджи-Мурата" Льва Толстого.

Нигериец Майкл Адеболаджо был христианином, а затем перешел в ислам. Автор подчеркивает: "Примечательно, что все больше чернокожих африканцев приходят к этому течению ислама, хотя многим исламистам-интегралистам свойственен сильный арабский расизм".

Журналист также полагает, что Царнаевы стали радикалами в Дагестане, а лондонские террористы - там, где жили постоянно, в Великобритании. На последнем факте он заостряет особое внимание: "В 90-е годы, под предлогом защиты свободы мнений (и ощущая определенное постколониальное превосходство), Великобритания принимала разнообразных радикальных исламистов. Так возникло сообщество радикалов, прозванное "Лондонистаном".

А каковы параллели? В Чечне радикальный исламизм не был традиционным. Но "на фоне равнодушия Запада борьба чеченцев за независимость была использована радикальными исламистами, которых финансируют наши союзники из Саудовской Аравии", утверждает автор.

Север Нигерии тоже все более превращается в рассадник исламизма, пишет автор: "вооруженные группировки затеяли кампанию геноцида и этнической чистки, направленную против анимистов и христиан".

О трансформации традиционного ислама в радикальный мы пока знаем очень мало, замечает автор. "Как бы то ни было, "Хаджи-Мурат" превратился в "Лондонистан", - заключает автор.

Газета Independent подытожила сведения о людях, которые, по-видимому, совершили шокирующее убийство военного в Лондоне в минувшую среду.

"Подозреваемый вдохновлялся идеями имама, которого выслали из Великобритании после того, как он призвал сторонников обезглавливать врагов ислама" - таков заголовок первой статьи. Речь идет о священнослужителе Омаре Бакри Мухаммеде, отмечает журналист Ким Сенгупта. "Его изгнали из Великобритании за экстремистскую деятельность, в том числе предполагаемые связи с "Аль-Каидой". На видеозаписи скрытой камерой он заявлял, что врагам ислама позволительно отрубать головы", - говорится в статье.

Теперь Бакри Мухаммед живет в Ливане. Он сказал в интервью Independent, что поступок Майкла Адеболаджо можно оправдать по канонам ислама: "Он не атаковал мирных граждан, он атаковал военного во время операции".

Бакри Мухаммед утверждает, что подозреваемый бывал у него на собраниях: "Он задавал вопросы о религии, был очень любознателен. Он впервые появился, когда люди очень возмущались войной в Ираке и войной с террором".

Газета сообщает биографию Бакри Мухаммеда: уроженец Сирии, в 1986 году он получил политическое убежище в Великобритании, где создал несколько радикальных организаций. Не менее дюжины их членов, как считается, сделались террористами-смертниками или их пособниками. "Бакри Мухаммед неоднократно предостерегал, что внешняя политика Британии повлечет за собой ответные удары мусульман, проживающих на Западе, и государства будут бессильны это предотвратить", - пишет издание.

Вторая статья называется "Подозреваемый в нападении в Вулвиче был известен как спецслужбам, так и членам запрещенной исламистской организации". Точнее, спецслужбы обращали внимание на обоих предполагаемых убийц военнослужащего Ли Ригби, поясняет журналист Кэхэл Милмо.

Анджем Чудари, бывший лидер организации "Аль-Мухаджирун", основанной исламистом Омаром Бакри Мухаммедом, подтвердил, что был знаком с человеком, который после убийства сделал политическое заявление на видеокамеру. По словам Чудари, этот человек - Майкл, он же "Муджахид", бывал на собраниях "Аль-Мухаджирун" и организаций, пришедших ей на смену, но уже два года там не появлялся. Чудари утверждает, что Муджахид не состоял в его организации официально, а просто бывал на собраниях и был "приятным, тихим парнем, совершенно нормальным". Чудари отрицает, что именно под его влиянием Муджахид стал радикалом: дескать, критиковать внешнюю политику - еще не радикализм, а в интернете полно материалов гораздо более экстремистского содержания.

Британские СМИ призывают правительство и общество воздержаться от поспешных действий и тщательно выверить ответные действия, подчеркивая, что чрезмерная реакция - это именно то, чего добиваются террористы.

Серия предотвращенных терактов несостоявшихся джихадистов убаюкала британскоет общество, однако произошедшее в Лондоне стало страшным напоминанием о том, что некоторые британцы хотят убивать своих соотечественников, говорится в публикации The Times. "Британские войска покинут Афганистан в следующем году. Но те, кто хочет ненавидеть, сеять хаос и убивать во имя ислама, найдут себе оправдание и после этого", - уверены в редакции.

По мнению журналистов Financial Times, главная угроза подобных злодеяний заключается в том, что они вносят разлад между различными социальными группами. "Правительство разумно воздержалось от заявлений "о войне с терроризмом" и обещаний усилить меры безопасности", - полагает FT.

"Цель террористов - добиться чрезмерной реакции от политиков и общества, - напоминает редакция. - Британия не должна попасть в эту западню".

На самые важные вопросы в деле об убийстве в Вулвиче предстоит ответить не полиции и не спецслужбам, а британскому обществу, полагают журналисты Independent. Главный урок, который предстоит извлечь обществу, заключается в том, что, лишь сохраняя свои ценности и не поддаваясь на шантаж террористов, можно не дать фундаменталистам победить, считает издание.

Несмотря на то, что духовные лидеры мусульман Великобритании поспешили осудить кровавое злодеяние, ультраправые организации решили воспользоваться моментом и возложить вину за действия двух безумцев на все сообщество, говорится в статье. Намерения националистов удручают редакцию, однако она призывает не запрещать их акции, при условии, что те не будут нарушать законодательство. "Запреты только разозлят крайне правых, - считают в редакции. - Это будет отказом от основных демократических свобод и уступкой жестокому давлению террористов". В сложившихся условиях Британия просто не может себе позволить стать более разобщенной и менее толерантной, полагает газета.

По словам драматурга и писателя Ханифа Курейши, британца пакистанского происхождения, убийство британского солдата вовсе не проявление терроризма, а самое настоящее безумие, пишет Мария Джулия Минетти в материале, опубликованном в газете La Stampa. "У меня сложилось впечатление, что передо мной безумец, настоящий сумасшедший", - говорит Курейши.

"Идеология насилия, идеология джихадистского терроризма - это магнит для тех, кто ищет выхода собственной агрессивной натуре. Известно, что джихадисты проводят много времени за просмотром видео с убийствами, четвертованием и так далее", - отмечает писатель.

"Вспомните последние террористические акты в Бостоне и Лондоне, что их объединяет? "Обращение" в ислам террористов. Молодые люди до определенного возраста проявляют безразличие к религии и вдруг становятся набожными, непримиримыми. Они видят несправедливое отношение к мусульманам со стороны западных стран, у них возникает желание примерно наказать виновных. На практике возникает осознание возможности дать выход своим жестоким импульсам", - считает Курейши. "Последние теракты - акции отдельных безумцев, пытающихся найти идеологическое оправдание своим поступкам", - уверен писатель.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru