Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 ноября 2003 г.

Элен Деспик-Попович | Libération

Пугало российской нефти

Российских экологистов пугает призрак нефти - поистине новой "манны небесной" для России, являющейся главным мотором ее экономического роста. Динамизм нефтяного сектора, многочисленные проекты сооружения гигантских нефтепроводов для поставок "черного золота" в США и на Дальний Восток - все это, по их мнению, угрожает огромной стране, еще не оправившейся от всех советских катаклизмов, новыми экологическими катастрофами.

Собравшись в начале осени в Светлогорске, многочисленные общества российских "зеленых" решили объединиться в борьбе с новой гидрой. В качестве главной акции они выбрали защиту национального парка Куршская коса, неподалеку от которого компания "Лукойл" планирует вскоре начать бурение нефтяных скважин в глубинах Балтийского моря.

Куршская коса, числящаяся в списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО как природное достояние человечества, представляет собой длинную полосу земли и песка, покрытую дюнами и лесами. Начинаясь в Калининградской области (российский анклав, отделенный от остальной части страны балтийскими государствами), она тянется до Литвы.

В прошлом столетии на этой узкой полоске суши между Балтийским морем и пресноводным Куршским заливом леса практически исчезли, и природа здесь очень хрупка. Дюны, самая высокая из которых достигает 60 метров в высоту, наступают и подвергаются эрозии из-за бурь. В 1983 году в результате катастрофы танкера на пляжи Литвы выплеснулось 16 тысяч тонн нефти. Чтобы справиться с этим "черным потопом", спасателям пришлось вывезти с берега многие тонны песка, что привело к исчезновению пляжей в районе Клайпеды.

"Еще одна катастрофа, и настанет конец всей экосистеме национального парка, которой и без того угрожает ветровая эрозия", - говорит Александра Королева, руководительница действующей в Калининграде экологической группы "Экозащита".

Однако компания "Лукойл", на которую приходится 20% добываемой в России нефти, утверждает, что соблюдает все международные нормы защиты окружающей среды. Платформа, которую планируется установить в 22 км от национального парка, будет действовать по принципу "нулевого сброса", поясняет директор пресс-службы компании Александр Василенко.

"Ни одно судно не сможет заправляться здесь нефтью, ничего не будет сбрасываться в море, даже дождевая вода, скапливающаяся на платформе, будет собираться и доставляться на землю", - добавляет он. При этом глава пресс-службы подчеркивает, что соблюдение норм экологической защиты составит 70% стоимости проекта.

По мнению экологистов, пресловутый "нулевой сброс" - это один из очередных мифов, распространяемых нефтяными компаниями. Конечно, ситуация изменилась со времен экологической катастрофы 1994 года в Усинске (Сибирь), где из дырявого, как сито, нефтепровода вылилось несколько тысяч тонн нефти.

"Я помню, что уровень нефти в отдельных местах достигал двух метров", - рассказывает Олег Поздеев, в то время работавший переводчиком при международной спасательной организации, а ныне возглавляющий нефтяную секцию Всемирного фонда дикой природы (WWF). "Авария произошла из-за того, что компании экономили на бюджете, а наблюдение велось с помощью вертолетов, которые облетали эти огромные территории лишь один раз в две недели. Понадобилось шесть месяцев круглосуточной работы, чтобы все это убрать", - напоминает защитник окружающей среды. С тех пор, конечно, система транспортировки нефти была модернизирована, но утечки все равно случаются, утверждает он.

Экологисты встали стеной против строительства новых нефтепроводов. Трассы тех из них, которые должны будут идти в Китай и Японию, проходят неподалеку или прямо через озеро Байкал - крупнейший в мире природный резервуар пресной воды (20% мировых и 80% российских запасов).

"Вести нефтепровод через Байкал недопустимо", - убеждена Марина Миронова из ассоциации "Байкал без нефти".

Этот нефтепровод, который протянется от Ангарска до Дальнего Востока и Китая, является самым амбициозным проектом российских нефтяных компаний. Достигающий в длину 1500 км, он должен пересечь 213 рек и несколько сейсмически опасных зон.

Другой проектируемый нефтепровод должен дойти до Мурманска, откуда танкеры отправятся к берегам Соединенных Штатов. В настоящее время изучается несколько маршрутов его прокладки, один из которых пролегает по дну Белого моря. Этот проект также вызывает тревогу у защитников окружающей среды, которые выступают против расширения порта Витино. "Достаточно одного танкера, чтобы его убить", - утверждают "зеленые".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru