Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 ноября 2004 г.

Динития Смит | The New York Times

Шиндлер был не таким, как показано в фильме

Новая биография Оскара Шиндлера, немецкого бизнесмена, который в годы войны спас от нацистов более 1000 евреев, противоречит его идеальному образу, который создан в фильме Спилберга "Список Шиндлера". Этот фильм был снят в 1993 году по историческому роману австралийского писателя Томаса Кенэлли.

Автор книги "Оскар Шиндлер: неизвестные факты из жизни", авторитетный историк, профессор университета Элона в США Дэвид Кроув приводит в своей книге интервью с дожившими до наших дней очевидцами событий времен Холокоста и новые документы, включая письма, которые сохранила любовница Шиндлера.

Начнем с того, что "списка Шиндлера" на самом деле не существовало.

В фильме Шиндлер, которого играл актер Лайм Нисон, в 1944 году дает еврею-счетоводу на своем заводе по производству эмалированной посуды и вооружений в польском городе Кракове список евреев, которых нужно привезти из Чехословакии для работы на заводе. Попав к Шиндлеру, евреи оказывались в относительной безопасности от нацистов.

На самом деле в то время Шиндлер находился не на своем заводе, а в тюрьме - за попытку дать взятку жестокому эсэсовскому военачальнику Амону Гете (в фильме его сыграл британский актер Райф Файнс). А счетовод Ицхак Штерн в 1944 году вообще не работал у Шиндлера.

На самом деле существовало девять списков, утверждает Кроув. Главным составителем первых четырех был Марсель Голдберг, взяточник, офицер полиции, который занимался транспортировкой евреев-рабочих на заводы. По словам Кроува, Шиндлер предложил лишь добавить несколько человек в этот список. Фамилии всех других евреев, которых стояли в списке, ничего не говорили Шиндлеру. Имена составителей остальных пяти списков неизвестны.

Кроув пишет, что во многом сам Шиндлер создал миф о существовании легендарного списка, для того чтобы приукрасить свой героизм. Шиндлеру это было нужно, так как он пытался получить компенсацию за убытки, которые он понес во время войны. Кроме того, еврейская организация памяти жертв Холокоста "Яд Вашем" намеревалась дать Шиндлеру титул "правоверного иудея", который присваивается тем людям, которые спасали евреев с риском для собственной жизни. Такой титул Шиндлеру официально присвоили лишь в 1993 году, через 19 лет после его смерти в 1973-м, пишет историк. Хотя в фильме утверждается, что Шиндлер получил этот титул в 1954 году.

Те, кого Шиндлер спас, поддержали легенду, так как они "восхищались им и всячески его защищали", пишет Кроув.

Никто не сомневается в том, что Шиндлер проявил моральный героизм, но в его биографии есть не только светлые стороны. Была информация о том, что в конце 1930-х годов он работал на немецкую контрразведку, хотя сам Шиндлер отрицал это.

Кроув написал о том, что в архивах чешской полиции сохранились упоминания о Шиндлере как об "опасном преступнике", и незадолго до немецкого вторжения власти Чехословакии посадили Шиндлера в тюрьму по обвинению в подрыве национальной безопасности. Также Шиндлер фактически возглавлял группу, которая разрабатывала план нацистского вторжения в Польшу.

Шиндлер был крупным красивым мужчиной, который любил алкоголь и женщин, как достоверно показано в фильме. Но в то же время, пишет Кроув, у Шиндлера было двое незаконнорожденных детей, жизнью которых он совершенно не интересовался.

Также ходили слухи, что, попав в 1939 году в Краков вместе с немецкими войсками, Шиндлер присвоил себе имущество, которое ранее принадлежало евреям, и приказывал солдатам бить евреев. Правда, эти обвинения не нашли подтверждения.

Джон Кроув пишет о том, что на самом деле многих сцен, которые показаны в фильме, в жизни не происходило.

В фильме "духовное перерождение" Шиндлера началось после того, как во время прогулки в автомобиле со своей любовницей он увидел с вершины холма в Кракове операцию эсэсовцев по "очистке" еврейского гетто. В фильме Шиндлер был потрясен, когда увидел маленькую девочку, которая пыталась спастись от солдат. Кроув пишет, что на самом деле гетто было просто невозможно увидеть с холма и никакого эпизода с девочкой никогда не было, а Шиндлер стал сочувствовать евреям еще раньше, потрясенный жестоким обращением нацистов с ними.

После того как Шиндлер перевез свой завод в Брюннлиц, на территорию современной Чехии, он остановил производство на заводе вооружений для нацистов. Он также давал взятки нацистским офицерам для того, чтобы спасти жизни своим рабочим. Кроув пишет о том, что в Кракове Шиндлер мог покупать еду и лекарства для своих рабочих на черном рынке. Но к тому времени, когда завод переехал в Брюннлиц, наступление советских войск затруднило снабжение.

"С риском для жизни Шиндлер вывозит из Кракова все заработанные там деньги и тратит их все на то, чтобы обеспечить рабочих едой и лекарствами", - утверждает в своей книге историк.

Шиндлер также старался дать возможность заключенным-евреям соблюдать свои религиозные обряды. Он подкупал офицеров СС с помощью спиртного, чтобы они не мешали хоронить евреев по традициям их религии.

Кроув пишет, что больше всего его возмутила финальная сцена фильма, когда Шиндлер бежит при приближении советских войск. В фильме Шиндлер в слезах произносит речь перед своими рабочими и извиняется, что не смог сделать для них еще больше. Но Кроув раздобыл текст той речи Шиндлера, в которой он проявляет себя прагматиком и напоминает евреям о том, как много он сделал для них. Вероятно, таким образом Шиндлер хотел обезопасить себя от преследований по обвинению в военных преступлениях.

После войны Шиндлеру не удалось преуспеть. Он растратил деньги, которые ему дал Американский еврейский комитет, а затем переехал в Аргентину, где пытался разводить нутрий. Затем он вернулся в Германию и купил там цементный завод, рабочие которого невзлюбили Шиндлера именно за спасение евреев во время войны. Этот завод обанкротился. Шиндлер сильно пил и просил евреев, которых он спас, помочь ему деньгами. Он умер от злоупотребления алкоголем и курением, пишет Кроув.

"Даже люди с такими недостатками, как у Шиндлера, способны на великие, святые дела, - говорит один из руководителей еврейской организации "Яд Вашем" Мордехай Палдиель. - В каждом из нас есть маленький ангел, и он ждет своего часа, чтобы ему позволили проявить себя".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru