Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 октября 2007 г.

Франк Нингуйзен | Süddeutsche Zeitung

Владимир Рыжков: "Критика слышна только на кухне"

Владимир Рыжков, критик президента Путина, о пассивности населения и предвыборной борьбе оппозиции. Интервью

В России идет предвыборная кампания, но не борьба: у "Единой России", партии, верной Кремлю, нет никаких сомнений в победе, ведь ее выборный список возглавил Владимир Путин. А для оппозиции борьба и без того почти безнадежна. Похоже, что накануне выборов в парламент, назначенных на 2 декабря, и мартовских выборов президента вопрос о власти решает исключительно Путин. Владимир Рыжков (41 год) входит в число тех немногих депутатов Госдумы, которые открыто критикуют главу Кремля. Наш корреспондент встретился с Рыжковым в Мюнхене, где тому вручали премию Общества Томаса Делера за его вклад в борьбу за свободу слова и демократию.

- Похоже, что сейчас российская политика состоит только из президента Путина. Как часто вас видят избиратели?

- По Первому каналу меня показывали последний раз семь лет назад, по второму - шесть. По НТВ - три года назад. Все они закрыты для оппозиции. Единственный более или менее либеральный телеканал - это РЕН-ТВ, но он доступен всего 10-12% населения. Там я выступал несколько дней назад, но при монтаже передачи из нее было вырезано 70% моих высказываний - наиболее интересных. Все не так плохо, как в советские времена, но у нас просто нет демократического медийного ландшафта.

- Что планирует Путин? Не подастся ли он на некоторое время в премьеры, чтобы затем уйти в отставку и в результате выборов 26 марта вновь стать президентом?

- Этого никто не знает. Все окутано тайной, и Путин плодит все новые тайны. Вся власть в его руках, он контролирует обе палаты парламента, правящую партию, телевидение, "Газпром", нефтепроводы. Существует множество сценариев. В любом случае, у власти он останется.

- Оппозиция остается простым наблюдателем. Есть ли у нее вообще хоть какое-то влияние?

- Оппозиция вне игры. Впервые за все постсоветское время выборы проходят без участия настоящей оппозиции. Это только имитация выборов. На этот раз я не могу в них участвовать, так как закон больше не позволяет выдвигать отдельных кандидатов, голосование проводится исключительно по партийным спискам. Однако моя Республиканская партия все равно не может участвовать в выборах, так как у нас якобы нет 50 тысяч членов. Хотя на самом деле их целых 60 тысяч.

- Вы могли объединиться с другими оппозиционными партиями.

- Такую попытку я предпринял. Я предложил Григорию Явлинскому объединение Республиканской партии и "Яблока". Он отказался. С Союзом правых сил у меня был хороший разговор. Но затем им сказали: "Если вы возьмете к себе Рыжкова, до выборов вас не допустят". Кремль боится, что демократы объединятся.

- Даже если бы объединились все либералы, сейчас они, скорее всего, все равно не имели бы шансов.

- Да, но это была бы сильная фракция, настоящая оппозиция. Однако в этот раз уже все упущено. Теперь нам предстоит создать по-настоящему сильную демократическую партию. Если нам не удастся сделать это в течение четырех ближайших лет, это обернется для российской демократии катастрофой.

- Многим россиянам нравится следующая комбинация: новая сила в мире и рост благосостояния дома. Возможно, все же Путин кое в чем вел себя правильно, и поэтому его популярность вне конкуренции?

- Россия стала сильнее из-за экономики. Цена на нефть достигла 90 долларов, при Ельцине она стоила 19. Наши золотовалютные запасы - третьи в мире. Но я сомневаюсь, что Россия стала более конкурентоспособной. Сельское хозяйство производит недостаточно продуктов, чтобы удовлетворить спрос населения. Государство стало сильным, но экономика как таковая остается слабой.

- Тогда почему россияне больше не протестуют? Произошла деполитизация народа?

- Сейчас люди сконцентрировались на своей личной жизни. Но есть много того, чем они разочарованы. Это коррупция, образование, здравоохранение. Тем не менее, российский народ никогда не просил многого. А тут еще и пропаганда. В течение последних семи лет по телевизору не прозвучало ни одного критического слова в адрес Путина. Всегда говорится только об успехах. В советские времена телевидение распространяло позитив, но при этом дома, на кухне, разговоры велись весьма критические. То же самое и теперь. Однако в целом в настоящий момент население пассивно.

- Тем не менее, наверное, большинство этих пассивных людей пойдет 2 декабря на выборы, потому что оно не желает отставки Путина.

- Путин хочет быть легитимным лидером, для этого ему нужно, чтобы явка на выборы была не ниже 60%. Я считаю это невозможным. Люди очень хорошо понимают, что выборы - это иллюзия, что настоящей конкуренции нет. Не надо верить официальным данным, которые появятся в декабре.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru