Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
24 сентября 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

Петро-визит Вэня в Москву

Визит премьер-министра Китая Вэня Цзябао в Москву - это визит за гарантиями, что нефтяные поставки от осаждаемой нефтяной компании ЮКОС не прекратятся. Вэнь также попытается закрепить долгосрочное энергетическое сотрудничество с Россией. Он почти наверняка достигнет первой цели, да и вторая тоже вполне выполнима.

Московский визит Вэня планировался как всеобъемлющий саммит с российским коллегой, премьер-министром Михаилом Фрадковым, и темы должны были включать международную безопасность, расширение сотрудничества среди членов Шанхайской организации сотрудничества, будущее членство России в ВТО и закрепление долгосрочного энергетического партнерства. Однако в итоге главной темой визита оказалось продолжающееся наступление Кремля на крупнейшую частную российскую нефтяную компанию ЮКОС, выкачивающую 20% российской нефти.

За три дня до прибытия Вэня ЮКОС, зависший на грани банкротства в связи с предъявляемыми ему невероятными налоговыми претензиями, объявил, что вынужден сократить экспорт в китайскую National Petroleum Corp. Нефть, экспортируемая ЮКОСом по железной дороге в Китай, составляет примерно 7% потребления в Китае, то есть около 400 тыс. метрических тонн в день. ЮКОС - это также единственный российский источник импортируемой нефти для Китая.

Таким образом, вместо того, чтобы смотреть в будущее, и Вэнь и Фрадков будут вынуждены сосредоточиться на непосредственном настоящем. Хотя столь острой необходимости в этом нет. В прошлом месяце сотрудники российских железных дорог заявили, что Китай им сообщил, что покроет стоимость транспортировки нефти ЮКОСа, если компания окажется в стесненном материальном положении.

В четверг в Москве это повторил глава "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев после встречи со своим китайским коллегий.

Объявление ЮКОСа явно было отчаянным жестом неповиновения с целью поставить российское правительство в щекотливую ситуацию накануне визита Вэня и окончательного краха компании. ЮКОС преуспел в этой области, однако последствия этого шага с китайской стороны все же не в интересах ЮКОСа. Она пришла к выводу, что сотрудничество с частной российской компанией нежелательно и что надо сотрудничать с российским государством. И сотрудничество с российским государством с целью гарантии удовлетворения энергетических потребностей Китая - это именно то, к установлению чего стремится Вэнь во время своего визита.

Китай не впервые обжегся в отношениях с ЮКОСом. В марте ЮКОС объявил о планах увеличения железнодорожных поставок в Китай, после того как Кремль приостановил проект по постройке нефтепровода в Китай через Сибирь стоимостью 2,8 млрд долларов. Учитывая, что правовые и налоговые беды ЮКОСа продолжались уже год, ЮКОС вряд ли мог на это рассчитывать - Кремль обеспечил это.

Основная цель Вэня - подтвердить строительство нового российско-китайского трубопровода ценой в 18 млрд долларов для транспортировки 15 млн тонн нефти-сырца к 2006 году, по сравнению с 6,5 млн тонн, перевозимых сейчас по железной дороге. Вэнь надеется не только на нефтепровод. До своего отъезда дружественная Пекину гонконгская газета Wen Wei писала, что две страны должны достичь соглашения о том, что к 2020 году Китай будет инвестировать в российские энергетические ресурсы и инфраструктуру 12 млрд долларов.

Китай не одинок в своем интересе углубления энергетического сотрудничества с Россией. За два дня до визита Вэня в Москве побывал президент Южной Кореи для подписания энергетической сделки на 4 млрд долларов. Япония по-прежнему надеется, что Кремль может решить построить нефтепровод в ее направлении - и предлагает России 5 млрд долларов в займах для экспорта сырца на Тихоокеанское побережье.

Как ожидается, Вэнь должен приехать домой довольным. Россия и Китай имеют много общих интересов. Хотя во время визита это может и не всплыть, Кремль, как ожидается, скоро даст добро Китаю на его предложение по нефтепроводу. Долгосрочное энергетическое сотрудничество дает Кремлю требуемые рычаги воздействия на великодержавные амбиции Китая в Азии, пока Россия занята экономическими и военными реформами и реструктуризацией.

Китай также обеспокоен нестабильностью в Центральной Азии. Сегодня лидеры Шанхайской организации сотрудничества, включая Китай, Россию, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, обсуждают не только антитеррористическое сотрудничество, но и то, как лучше интегрировать экономики своих стран - прежде всего, в сфере энергетики.

Россия тоже не останется с пустыми руками. Надежды Вэня на большее энергетическое сотрудничество с Кремлем означают, что Китай прочно поддерживает вхождение России в ВТО. Учитывая динамичный экономический рост Китая, то, что он поддерживает Россию, - милость вовсе не малая.

Визит Вэня полон беспокойств. ЮКОС напугал Китай и мировой энергетический рынок. Однако китайское руководство урок усвоило. Китай решил, что его доверие к ЮКОСу было ошибкой, Однако он может рассчитывать на Кремль, который гарантирует соблюдение соглашений. Таким образом, из разрушения ЮКОСа извлекут выгоду и Москва, и Пекин.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru