Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 апреля 2001 г.

Джордж Лумис | Financial Times

Многообещающие ведьмы санкт-петербургской оперы

Сезон Кировской оперы в Ковент гардене прошлым летом стал началом прекрасной дружбы между лондонскими зрителями и российской оперой. Поэтому решение этой труппы, приезжающей в Лондон в июле (театр опять будет выступать под советским названием ?Кировский?, в то время как на Родине его называют ?Мариинским?) представить программу, целиком посвященную Верди - шесть опер плюс ?Реквием? - выглядит неожиданным и смелым. Сможет ли театр, в котором, несмотря на его всё большую международную ориентацию, работают почти исключительно российские певцы, предложить удовлетворительный набор исполнителей для Верди, от исполнения опер которого уклоняется весь мир в год столетия со дня смерти композитора? Сообщается, что печально известные своей требовательностью зрители Пармы отрицательно восприняли ?Бал-маскарад?, который театр привозил в этот город в январе.

Но сейчас, в родном Санкт-Петербурге театр представил нового многообещающего ?Макбета? в постановке МакВикара. Может быть, певцы и не вышли на новые высоты вокального искусства, но им удалось создать необычного ?Макбета?, сосредоточившись на драматическом импульсе. Эту оперу всегда приятно послушать, и отчасти ее привлекательность связана с контрастом между музыкой психологически глубокой и музыкой, в первую очередь это относится к партиям ведьм, почти банальной, но очень приятной.

Не в этом случае. МакВикар сделал все, чтобы каждый такт, каким бы внешне тривиальным он не казался, участвовал в драматическом развитии. В легкомысленном хоре третьего акта (исполняющемся в отличие от выброшенных инструментальных балетных номеров, добавленных в 1865 г.) леди Макбет резвится с детьми, но веселье резко прекращается, когда один из них дает ей детский гробик - намек на упоминание Шекспира о том, что она когда-то была матерью. Дирижер Валерий Гергиев вносит свою лепту бесчисленным количеством различных способов, уделяя больше внимания тревожным оркестровым фигурам хора убийц Банко, чем его веселой теме. Становится понятно, что имел в виду Верди, когда, будучи автором уже двух опер, ответил на вопрос интервьюера о Вагнере: ?Я тоже пытался соединить в ?Макбете? музыку и драму?.

Трудно определить, где заканчивают декорации Тани МакКаллин и начинается кирпичная стена Мариинского театра, но все вместе - выставленное на всеобщее сценическое оборудование и так далее - создает впечатление примитивности в духе Стоунхеджа - во многом благодаря хитроумному освещению Дэвида Каннингэма. Остается только догадываться, какой эффект будет производить модернизируемая Королевская опера; скорее всего слабый.

Полированные полы сцены освещаются снизу, на них начертан круг, вдоль которого собираются ведьмы. Король Дункан, появившись на сцене под звуки ?деревенского марша?, спускается в люк, расположенный на авансцене, что придает живости его убийству. Позднее его тело поднимается обратно и уносится со сцены, благодаря чему первая заключительная сцена балета воспринимается как похоронная песнь, великолепно выверенная Гергиевым. Хор и солисты работают на пределе.

Леди Макбет Ирины Гордей, которой предписано устраивать бурные припадки, выглядит очень убедительно. Она доводит свой богатый низкий диапазон до глухого звука, необходимого при исполнении арии ?La luce langue?, блестяще исполняет пьяную песню. Ей удается увенчать сцену лунатизма четким высоким ре-бемоль (хотя она достаточно неуклюже его обрывает). В верхнем диапазоне ее голос несколько резковат, но в других своих ролях она испытывала с этим большие проблемы. Некоторые из фраз Макбета Сергея Мурзаева могли бы быть более итальянскими по форме, но он поет гладким, приятным баритоном, убедительно выражая страдания своего персонажа. У Геннадия Беззубенкова получился звонкий Банко. Юрий Алексеев придал арии Макдуффа заунывность. Придворная дама Лии Шевцовой показывает, как грамотно в этом театре распределяются небольшие роли.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru