Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 февраля 2005 г.

Ирина де Шикофф | Le Figaro

Россия: наступление на свободы и пессимизм населения

В России снова наступили времена анекдотов, как это было в советскую эпоху. Вот самый свежий: Владимир Путин открывает холодильник. На тарелке лежит холодец, который начинает дрожать. Путин: "Да не бойся ты, я за минералкой!"

Кто боится Владимира Владимировича? Услышав этот вопрос, Роман Доброхотов, 21-летний студент МГИМО, этого бастиона золотой молодежи, только смеется. Роману и его подруге Варваре незнакомо то чувство страха, которое испытывали их родители перед любыми поступками, совершаемыми вопреки воле Кремля. Здесь, в "Макдональдсе", они не понижают голоса, рассказывая о манифестациях, в которых они недавно участвовали и которые организовала новая группа "Идущие без Путина".

Для них все, что глава государства говорит о "специфике России", о необходимости строить "демократию по-российски", не имеет никакого смысла. Да, они признают, что после Ельцина население, уставшее от хаоса, мечтало о "сильной руке". Но авторитаризм Владимира Путина превращается в очередную "потемкинскую деревню".

"Наша проблема, - говорит Роман, - это проблема не теоретическая: есть в России демократия или нет? Перед нами стоит конкретная дилемма. Правительство неспособно решать серьезные проблемы. Зачем нужна власть, если коррупция растет и процветает? Наша судебная система по-прежнему подчинена власти, на СМИ надета узда, парламент лишь штампует распоряжения исполнительной власти, а недовольных становится все больше. Недовольны богатые и бедные, пенсионеры и студенты, ученые, предприниматели, учителя, врачи... Можно до бесконечности перечислять всех, кто разочарован в Путине. Его рейтинг падает. И я не вижу в этом признака упадка демократии - совсем наоборот".

Ни пенсионеры, которые с января протестуют против социальной реформы, лишающей их льгот, ни молодежь, которой, как чеховским трем сестрам, "жить страшно хочется", не поднимают на митингах знамя демократии. Как если бы это слово потеряло всякий смысл и было способно лишь оттолкнуть людей.

Лозунги направлены против президента, его министров, его администрации. Против всех тех, кто символизирует собой старую уродливую черту российского бытия, о которой маркиз Де Кюстен некогда писал: "Здесь лгать - значит защищать общество. Говорить правду - значит подрывать государство".

Александр Николаевич Яковлев, которого считают архитектором перестройки - пожилой господин, преисполненный жизненного опыта, разумный и хитрый. Бывший член ЦК и Политбюро, академик возглавляет сегодня фонд "Демократия". Для него "дефицит" демократии в России очевиден.

"По мнению власти, - говорит он, - либеральные экономические реформы в нашей стране можно проводить только при авторитарном режиме. Это не новая идея. Но сама концепция ложна. Нет и не может быть демократии без оппозиции. Нет и не может быть истинной экономической свободы без демократии. К несчастью, в России слово "демократия" было настолько дискредитировано, что оно имеет дурную репутацию. В коммунистическую эпоху тоже говорили о демократии, но это был только обман зрения.

Сегодня у многих россиян это слово ассоциируется с приватизацией 90-х годов, которую они воспринимают как грабеж, с правлением олигархов, которых они ненавидят, поскольку считают, что те их обманули. Тем не менее они по-прежнему привержены демократическим ценностям. И они их достойны. Власть от этих принципов отдаляется. И она неправа. Впрочем, я думаю, Владимир Владимирович сам понимает, что зашел в тупик, но он не знает, как из него выйти".

Слово "тупик" здесь в моде. Именно оно используется для описания ситуации. Одни только национал-коммунисты и активисты реформаторских партий, потерпевшие поражения на последних парламентских выборах, кричат, что их "убивают". Простые люди особой трагедии не ощущают. До поры до времени, добавляют самые завзятые пессимисты.

"Нам удалось построить - с горечью говорит председатель общества "Мемориал" Арсений Рогинский, - лишь подобие демократии. Ее видимость". Кто виноват? Русские не торопятся отвечать на свой излюбленный вопрос.

В США настроены более категорично. Некоторые американцы уже видят в российском президенте своего рода диктатора. Дело ЮКОСа, переход от выбора губернаторов к их назначению Кремлем, покушения на свободу печати и неудачное вмешательство Москвы в президентские выборы на Украине служат питательной средой для такого мнения. Сами русские его не разделяют. Безусловно, потому, что в их понимании диктатура - это миллионы убитых, миллионы сломанных жизней.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru