Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 января 2005 г.

Йигал Шлейфер | The Christian Science Monitor

Российский нефтяной танкер застрял в пробке в Босфоре

Стамбул. Сидя перед рядами экранов и мониторов компьютеров, капитан Азиз Йилдирим может проследить путь каждого судна, проходящего через пролив Босфор с точностью до миллиметра. Но сегодня самый важный кадр на его экранах остается неподвижным: почти сотня кораблей застыла в бездействии в устье пролива.

"Они должны дожидаться своей очереди, - говорит капитан Йилдирим, инспектор Службы движения судов Турции. - Все знают, что Босфор - опасное место".

Теперь там еще и многолюдно. Примерно 50 тысяч судов - на многих из которых в качестве груза находится легковоспламеняющаяся нефть и природный газ - пересекают этот стратегически важный водный путь, который проходит через Стамбул, отделяя Европу от Азии. Каждый день по нему проплывают паромы с 2,5 млн человек.

Чтобы предотвратить масштабную катастрофу в проливе, Турция в прошлом году усовершенствовала систему слежения и установила новые пункты транспортного контроля. Представители Турции говорят, что это помогло улучшить ситуацию с безопасностью. Критики утверждают, что новая система превратила Босфор в бутылочное горлышко, так как увеличились цены для судов, доставляющих нефть и газ из России и Центральной Азии.

По мере того как наращивается местная добыча нефти и газа, будет увеличиваться количество транспорта. По мнению наблюдателей, это может повысить опасность происшествий на воде, а также увеличить напряжение между Турцией и ее соседями, в особенности Россией, суда которой ходят через Босфор.

"Мы достигли поворотной точки. Турки говорят: мы не можем справиться с нефтяным транспортом, а русские жалуются, так что нам надо определиться, как с этим справиться", - говорит Булент Алириза, руководитель турецкого проекта в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Протекая с севера на юг мимо изящных дворцов Оттоманской эпохи и современных домов, Босфор соединяет Черное море с Мраморным и в конце концов доходит до Эгейского и Средиземного.

По условиям соглашения в Монтре от 1936 года беспрепятственный проход гарантируется всем коммерческим судам. Однако в то время самый тяжелый танкер имел водоизмещение в пределах 10 тысяч тонн. Сегодня 200 тысяч тонн - это норма для обычного танкера.

До недавнего времени корабли свободно прибывали и отбывали, но новые правила, введенные Турцией, ограничивают проход танкеров, транспортирующих опасные материалы в дневные часы, и увеличивают расстояние между судами, идущими через Босфор.

Турецкие власти говорят, что новые ограничения были абсолютно необходимы. "Это не только морской путь, это главная улица Стамбула", - говорит представитель министерства иностранных дел Турции.

Чтобы обезопасить себя от возможных происшествий на воде, Турция настаивает на строительстве наземного трубопровода.

Сейчас обсуждаются пять возможных маршрутов для такого трубопровода, но Турция хочет, чтобы сначала нефтяные компании добровольно согласились транспортировать свою нефть по трубопроводу, где бы его ни построили, чтобы не допустить ситуации, когда одна компания воспользуется простором, который образуется потому, что все остальные перестанут пользоваться Босфором.

"Все должны разделить эту ношу", - говорит представитель Турции.

Специалист по Турции говорит, что даже Россия, проявляющая наибольшее сопротивление новым правилам Турции, признала необходимость прокладки нового трубопровода.

Пока же ситуация с транспортом в проливе Босфор только усугубляется. "Босфор может вместить ограниченное количество судов, - говорит судовой агент, - шире он не становится".



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru