25 июля 2003 г.

Николас Уэйд, Джон Нобл Уилфорд | The New York Times

Первые жители Нового Света потеряли 12 тысяч лет

Ученые, исследующие генетическое наследие жителей Сибири и американских индейцев, обнаружили свидетельства того, что первые миграции людей из Сибири в Новый Свет, по-видимому, произошли не раньше, чем 18 тыс. лет назад.

Новая оценка противоречит гипотезам, относящим колонизацию на 30 тыс. лет назад, но подкрепляет археологические находки и лингвистическую теорию о том, что большинство американских языков принадлежит к одному семейству, называемому индо-американским.

Генетическое свидетельство совпадает, например, с обнаружением в Чили стоянки человека, которой, по-видимому, 15 тыс. лет, и с фактами присутствия в Северной Америке охотников, которые, по общему мнению, относятся к периоду 13,6 тыс. лет назад. Некоторым местам, где имеются свидетельства более раннего присутствия человека, еще предстоит добиться признания в научном мире.

Изучая ДНК ныне живущих сибиряков и американских индейцев, генетики могли увидеть следы как минимум двух ранних миграций из Сибири. Но определить, когда первые люди ступили на американский континент, было трудно из-за отсутствия подходящего маркера в Y хромосоме.

После долгих поисков группа генетиков обнаружила изменение в цепочке ДНК Y-хромосом сибиряков, произошедшее непосредственно перед первой из двух миграций в Америку. По их оценкам, изменение ДНК, названное M242, произошло 15?18 тыс. лет назад, и это означает, что переселение в Америку произошло после этого момента.

Новый результат, который будет опубликован в American Journal of Human Genetics, получен д-ром Марком Сейлстедом из Гарварда, д-ром Спенсером Уэллсом из Оксфорда и их коллегами.

Миграция, по-видимому, была сухопутной, так как в то время уровень мирового океана был намного ниже, и перешеек Берингия находился там, где сейчас расположен Берингов пролив, отделяющий Сибирь от Аляски. К тому же люди, имеющие один и тот же генетический маркер M3, живут по обе стороны бывшего перешейка, и это позволяет предположить наличие пути сообщения.

Берингия скрылась под водой примерно 11 тыс. лет назад, во время таяния ледников последнего ледникового периода. С точки зрения генетиков, вторая миграция имела место около 8 тыс. лет назад и осуществлялась на лодках, поскольку перешеек к тому времени давно исчез.

Дата, установленная на основе нового маркера, важна, поскольку определяет самую раннюю границу колонизации Америки. Археологи затруднялись это сделать, так как не были уверены в том, что не пропустили какой-то участок.

Некоторые археологи до сих пор утверждают, что люди добрались до Америки 30 тыс. лет назад. Эта дата получила некоторую генетическую поддержку в ходе исследования д-ра Дугласа Уоллеса, сравнившего миграции мужчин из Сибири с миграциями женщин, которые он и его коллеги изучали раньше. Женские миграции отслеживаются путем анализа такого генетического элемента каждой клетки, как митохондриальная ДНК.

На основе митохондриальной ДНК женщин, являющихся потомками тех, кто совершил первую миграцию, д-р Уоллес определил, что она имела место 20?30 тыс. лет назад. Д-р Спенсер отметил, что точно датировать митохондриальную ДНК очень сложно. По его мнению, Y-хромосома является более точными генетическими часами, если удается найти подходящий маркер.

Новая дата, полученная Сейлстедом и Уэллсом, усиливает позицию лингвистов, считающих, что все американские языки относятся к одной из трех групп ? индо-американской, на-дене и эскимосо-алеутской, самая большая из которых индо-американская. Многие лингвисты не согласны с такой классификацией, они считают, что языки меняются очень быстро и определить их древние взаимоотношения невозможно. Но если первые люди оказались в Америке лишь 18 тыс. лет назад, попытка установить связи между нынешними языками представляется более уместной.

Новые находки археологов, похоже, совместимы с датой, предложенной генетиками. Радиоуглеродный анализ показал, что одному из поселений в Сибири только 13 тыс. лет, и оно слишком молодо, чтобы иметь связь с первой миграцией.

Раньше считалось, что поселению, обнаруженному на Камчатке, 16,8 тыс. лет. Полагали, что это стоянка на западном конце Берингии - место, откуда отправлялись мигранты. Новое исследование ставит под вопрос гипотезу о том, что было какое-то определенное место, откуда люди отправлялись в Америку, оно не исключает возможности того, что они начинали свой путь с других стоянок.

Группа исследователей во главе с д-ром Тедом Гебелем из Университета Невады рассказывает о новой датировке поселения на камчатском озере Ушки в сегодняшнем номере журнала Science.

В первоначальном углеродном анализе, по-видимому, использовались загрязненные образцы, считают ученые.

На протяжении большей части прошлого столетия заселение Америки было историей об охотниках, которые прошли по Берингову перешейку в последний ледниковый период, расселились по Северной Америке и примерно 1 тыс. лет спустя добрались до оконечности Южной Америки. Наиболее заметные следы оставило племя кловис, названное так по имени города в Нью-Мексико, где впервые были обнаружены их артефакты.

Когда люди впервые поселились на стоянке у озера Ушки, охотники кловис убивали мамонтов в Северной Америке уже более 600 лет, а группы охотников оставили свой след в Монтеверди в Чили за 3 тыс. лет до этого.

Источник: The New York Times