Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 июня 2007 г.

Михаэль Моравек | Der Standard

Путь к укреплению свободен

Саммит ЕС после изнурительных переговоров завершился соглашением, которое подводит под Евросоюз совершенно новую основу и реформирует институты

Итак, ЕС с принятием базисного договора получил правовые основания для значительного укрепления единства в таких областях, как юстиция, внутренняя политика и политика безопасности. В 2009 году в Евросоюзе появится министр иностранных дел - "верховный представитель ЕС по внешней и оборонной политике", а также президент ЕС, который в течение трех лет будет возглавлять совет глав государств и правительств, входящих в ЕС и заботиться о целостности проводимой Евросоюзом политики. Был достигнут компромисс и относительно Хартии фундаментальных прав, которая устанавливает главенство социальных прав над основным правом в большинстве стран-членов ЕС.

Что касается системы голосования, то здесь не будет изменений до 2014 года. И лишь затем будет осуществлен переход на так называемую систему "двойного большинства", введение которой планировалось на 2009 год. Речь идет о схеме, по которой для принятия решения необходимо, чтобы "за" были 55% стран ЕС, представляющих не менее 65% от общей численности населения Евросоюза.

Главы государств и правительств официально согласились на проведение правительственной конференции осенью в Португалии, на которой будут разрабатываться детали базисного договора.

На грани провала

Этот результат саммита ЕС был достигнут в ходе напряженных переговоров, продолжавшихся с утра пятницы до утра субботы и зачастую находившихся на грани провала. Прежде всего, Польша оказалась весьма крепким орешком, отстаивая свои требования относительно больших прав в системе голосования.

В конечном итоге Польша одобрила проект базисного договора, при этом Варшаве пошли на уступки: до 2017 года по требованию одной страны голосование будет проводиться согласно прежним механизмам, установленным еще на саммите в Ницце. Польша предпочитает именно этот принцип голосования из-за численности населения: Германия, численность населения которой составляет 82 млн человек, имеет 29 голосов, а Польша, население которой вполовину меньше, - 27. Согласно системе "двойного большинства", у Германии, напротив, будет 11,66% голосов, а у Польши - всего 5,71%. По слухам, Польша опасается, что, согласно новому принципу голосования, страны, отчисляющие в бюджет ЕС больше средств, чем они от него получают, значительно сократят для Польши субсидии на структурные реформы и сельское хозяйство. По словам представителей польских переговорных кругов, эта "опасность" будет сдерживаться только до 2017 года.

Драматизм

Особый драматизм саммиту придало, в первую очередь, польское "двойное представительство на переговорах": президент Лех Качиньский приехал на саммит с группой математиков и юристов в составе 50 человек, которые прорабатывали в непрослушиваемом помещении все предложения, выдвинутые председательствующей в ЕС Германией, оценивали их и передавали в Варшаву. Находящийся там премьер-министр Ярослав Качиньский обсуждал их с еще более внушительной группой экспертов. Результаты проделанной работы ЕС мог увидеть затем на польском телевидении. Там Ярослав заявил о том, что не примет компромиссное предложение от Ангелы Меркель, пока об этом не сообщит в Брюсселе своим партнерам по переговорам его брат Лех.

Искусный прием Меркель

Затем последовал изощренный ход в исполнении Меркель: через своего пресс-секретаря она объявила о том, что может обойтись и без мнения Польши. Польша имеет возможность до правительственной конференции, которая состоится осенью, решить, возвращается ли она в круг стран ЕС, которые заинтересованы в более тесном сотрудничестве, или нет.

"Поляки были просто шокированы", - рассказал о тех решающих минутах один австрийский дипломат.

Опасность того, что Польша покинет саммит, была весьма высока. Однако в конце концов Варшава пошла на компромисс. На решение Качиньского - по просьбе Меркель - повлияли в основном президент Франции Николя Саркози, канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр с премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером.

Менее трудным, чем ожидалось, оказался компромисс с Великобританией и представлявшим ее Тони Блэром, для которого этот саммит был последним. Британцы получили письменное подтверждение того, что британские трудовые законы, которые не предусматривают права на проведение забастовок, не будут зависеть от Хартии фундаментальных прав.

Источник: Der Standard


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru