Результаты президентских выборов привели к изменениям на политической сцене
Президент Путин может радоваться не только факту переизбрания, но и политическим последствиям своего успеха на выборах. На российской политической сцене, наверное, ничто не останется по-прежнему. В левой и правой оппозиции, которые сейчас подвели первые итоги, растет страх перед будущим.
Коммунистическая партия даже в так называемом "красном поясе" потеряла до 14 процентов голосов - почти половину своих избирателей, которые переметнулись к Путину, за что лидер партии Геннадий Зюганов едва не поплатился своим постом. Его спасло только то, что пока нет харизматического преемника, который мог бы стать собирателем довольного разнородного красного движения.
Мультимиллионер Владимир Семигин мог бы иметь хорошие шансы объединить воедино примерно 20 организаций, ставших продуктами распада бывшей КПСС. Возможно, к ним бы присоединились и социал-демократы Михаила Горбачева. Однако Семигин - крупный капиталист, и рядовые коммунисты его не примут.
Внутренняя борьба за власть ослабляет и третью по численности фракцию в Думе, "Родину". Созданная перед думскими выборами кремлевскими политтехнологами в качестве левонационалистической альтернативы КПРФ, она уже снова распадается на составные части: на близкое к власти националистическое меньшинство вокруг популиста Дмитрия Рогозина и левое меньшинство вокруг второго сопредседателя, провалившегося кандидата в президенты Сергея Глазьева.
Раскол грозит и неолиберальному СПС. Правое крыло партии "энергетического олигарха" Анатолия Чубайса на партийном съезде в мае, наверное, по принципиальным вопросам перейдет на сторону Кремля и только в тактических вопросах время от времени будет изображать либеральную оппозицию.
Ирина Хакамада, лидер левого крыла, которая на выборах президента выступила в качестве независимого кандидата вопреки воле Чубайса, уже угрожает создать новую оппозиционную партию, которая, прежде всего, будет отстаивать в России демократические ценности.
Однако это очень рискованное предприятие, потому что сельские избиратели в большинстве случаев полностью игнорируют демократические партии.
Даже если все либеральные силы России сумеют договориться между собой, им будет проблематично донести свою программу до избирателей. Поскольку либералы больше не представлены в парламенте, у них нет возможности бесплатно заявлять о себе. При этом крупный капитал после дела ЮКОСа и ареста Ходорковского, скорее всего, в будущем будет воздерживаться от поддержки оппозиции.