Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 марта 2008 г.

Лиза Штокер | Frankfurter Rundschau

Праздник, окутанный табачным дымом

Здорово, когда при первом взгляде на человека видно, что он наслаждается моментом. И этим человеком в этот теплый вечер был Вальтер Борн. Он наслаждался моментом на полную катушку. Банкир из Дармштадта, вышедший на пенсию, волосы с проседью, идеально сидящий светлый летний костюм. Он стоит в саду клуба Habano в Гаване и курит сигару.

Клуб представляет собой роскошную колониальную виллу с наружной лестницей, салонами, парками и своим пляжем, расположенную в квартале посольств в Гаване. Общество, собравшееся здесь на знаменитую садовую вечеринку, является частью мира, параллельно существующего с нищенскими буднями Острова свободы. В течение дня почти на каждом углу стоят попрошайки: они просят деньги, помаду, ручки или по крайней мере шампунь из отеля.

Но здесь и сейчас пируют на славу. В вечер открытия 10-го по счету фестиваля Habano в едином братском порыве около 500 ценителей - среди них капиталисты и коммунисты - чествуют кубинскую сигару. Она, по всей видимости, является единственным символом, функционирующим в обеих системах. Достаточно лишь посмотреть на Йозефа Акерманна, Че Гевару или Фиделя Кастро. Но последний теперь не только бросил курить, но и вышел на пенсию. Еще пять лет назад он был постоянным гостем и оратором на фестивале гаванского табака и мучил представителей западной финансовой элиты, воспевая двухчасовую хвалу социализму.

В этом году все по-другому. Недавно власть перешла к брату Фиделя. Но политика играет уже второстепенную роль. "Я говорил с послом Швейцарии, - басом рассказывает своему соседу толстый торговец сигарами из Цюриха, - он не думает, что изменится многое". Слышится слово "безвременье". И затем оба снова возвращаются к своей любимой теме, в то время как сторонний наблюдатель с удивлением обнаруживает, как такое развивающееся государство, как Куба, будет выглядеть после Фиделя Кастро: утопающее в роскоши, почти декадентское, в вечернем платье и смокинге.

Перед объективом телекамеры государственного телеканала, передающего репортаж с фестиваля в прямом эфире, дает интервью курящая сигару старательно накрашенная юная особа в узком шифоновом платье с рисунком в виде цветов. Может быть, это кубинская актриса? Фуршетные столы растянулись вдоль пляжа на 50 метров.

В рамках сигарного фестиваля, длящегося неделю, проходят вечеринки и выезды на природу от компании Habanos S.A., совместного предприятия, которое должно было взять на себя кубинскую сигарную промышленность после того, как в начале 1990-х годов из-за падения "железного занавеса" вдруг перестали поступать деньги от "старшего русского брата". Сигарный бизнес был возложен на нескольких импортеров, имеющих эксклюзивное право сотрудничать с кубинцами. А как еще вызвать желание своих лучших клиентов насладиться сигарой, как ни эксклюзивным предложением поездки на Кубу? На одну неделю пожить в свое удовольствие и побывать в священных местах, где возникли такие известные всему миру марки сигар, как Partagas, Cohibas и Montecristos.

Вальтер Борн уже давно все это узнал, но каждый раз загорается, как в первый. Вместе с членами общества любителей сигар в Дармштадте он приезжает сюда каждый год. Общество, которое каждую неделю встречается, чтобы вместе "подымить", он основал еще задолго до того, как экс-канцлер Герхард Шредер сделал Cohiba престижным проектом. Основными клиентами Борна являются предприниматели и юристы "всех возрастов". И Борн гордится этим. Затем он достает визитку. На ней он действительно значится как Presidente (Presidente по-испански переводится и как "председатель", и как "президент". - Прим. ред.). Он производит впечатление довольно приятного человека. Он только слишком серьезно относится к своей роли.

Он приехал сюда с членами своего общества две недели назад и уже проехался по острову. Вчера они вернулись в отель Nacional. Истинный представитель эпохи 1930-х годов, где во времена диктатора Батисты бок о бок с американскими политиками и кинозвездами обитали боссы нью-йоркской мафии. Теперь, в утренние часы после садовой вечеринки Борн и его свита сидят под портретом Мейера Лански в баре отеля и завязывают знакомства. "При помощи вопроса " дружище, что предпочитаешь курить?" можно познакомиться с кем захочешь!" - утверждает Борн. С китайцем или русским. Даже с неформальными лидерами из Сингапура и Японии.

После непродолжительного сна общество, приехавшее со всего мира, встречается снова. Программой намечена поездка в старый город, а точнее, в сигарный бутик La Casa del Habano, который принадлежит Ринальдо Гонсалесу Джименису. Этот ничем не приметный человек считается "законодателем сигарной моды". К Ринальдо - как все его тут называют - можно попасть через утопающий в зелени внутренний дворик - идиллическое место, однако сердцем бутика является задымленное помещение с низкими потолками, напоминающее английский клуб, который посещают джентльмены.

Человек некурящий, зайдясь в кашле, обратится в бегство. Но Борн опускается в глубокое кожаное кресло и внимательно слушает мастера. Ринальдо своего рода уникум. В свое время он учился на ветеринара, но поскольку очень скоро понял, что не хочет работать в деревне, он прошел на фабриках, выпускающих сигары, курс обучения этому ремеслу. Сегодня он продает элитные сорта, выпускаемые на самых лучших фабриках, а также собственные творения. При этом чрезвычайно успешно. Его только нельзя спрашивать о том, как государство терпит его процветающий бизнес. Несмотря на то, что в других случаях этот человек отличается красноречием, в ответ на этот вопрос он хранит молчание.

На Кубе часто вопросы остаются без ответов. Зато устроители фестиваля позволяют фактам говорить самим за себя, например, на фабрике, где производятся сигары марки Cohiba. Старая вилла на зеленом холме входит, наверное, в число самых живописных рабочих мест на всем острове: построенная в стиле Art Déco, окруженная великолепным парком, а произведенная здесь продукция приносит неплохой доход. Рабочие, скручивающие сигары вручную, работают в залах со светло-желтыми стенами, на которых висят портреты улыбающихся Че Гевары и Фиделя. Молоденькая кубинка с темным цветом кожи и локонами цвета махагон не видит ничего дурного в том, что она вот уже полчаса не крутит сигар, потому что ее постоянно преследуют ценители сигар со своими фотоаппаратами.

Она получает примерно 20 евро в месяц. Столько в Европе стоит одна сигара премиум-класса. Немецкие продавцы не находят в этом ничего странного: "Мы привозим в страну такое количество валюты", - говорит один из них между прочим.

Через два дня другой продавец будет сожалеть о том, что, к сожалению, никто не может выкурить столько, сколько нужно для того, чтобы привести в порядок совсем обветшалый старый город Гаваны.

Он говорит это за германо-швейцарским обедом с пивом, жарким из говядины (предварительно вымоченной в уксусе), мюнхенскими колбасками и сырным тортом тоблерон.

Вальтер Борн сидит за круглым столом и выглядит более чем довольным. На присутствующих темные костюмы, время от времени все вытирают со лба капельки пота и испытывают очевидную гордость в компании трех дам из Дармштадта, которые придают обществу особый колорит. Им от 40 до 50, и они тоже мужественно дымят, когда не бегают туда-сюда и не снимают на камеру все происходящее. Например, выступление Генриха Виллигера на открытии фестиваля.

Этот швейцарец является своего рода команданте Гаваны в Европе; он - главный поставщик Германии и Швейцарии, и, будучи владельцем двух компаний, Fifth Avenue Intertabak, он еще и устроитель этого вечера. Ему 77 лет, но его выступление полно юношеской энергии, в общем, как обычно. Он рассказывает, что с 1951 года он был на Кубе раз сто, что его семья уже в третьем поколении занимается торговлей табачной продукцией. Что нигде на земле не почувствовать такого аромата. И что 18 лет назад кубинцы выбрали его своим представителем в Европе.

Можно критиковать его монополию, называя ее предательским сотрудничеством с несостоятельным режимом. Тем не менее, подчеркивает оратор, он лично знаком с Фиделем Кастро - как практически со всеми, кто имеет авторитет и имя на Кубе. Кроме того, он считает самого себя "культурным посланником", который в своих статьях для швейцарской прессы разъясняет, что сигары не курят, ими наслаждаются.

Этот дух свободы начинает кусаться в зале торжеств, в воздухе можно вешать топор. Неземной красоты официантки, практически все с темным цветом кожи и ростом под метр восемьдесят, в серебряных мини-юбках, к каждому блюду предлагают также новую сигару премиум-класса.

Застольные беседы предпринимателей из Германии и Швейцарии касаются вопроса, какие сигары на самом деле больше всего любил Кастро. И приходят к выводу, что Cohiba Lancero, скручивание которых требует особой сноровки. А кто-то поведал о том, что несколько лет назад и в барах Гаваны действовал запрет на курение. Но вскоре он был отменен. Курить гаванскую сигару на улице - это настоящий моветон.

Аукцион, на котором выставлен ценный старинный хьюмидор, прерывает разговоры на такие специфические темы. Он начинается без особых хитростей, с продажи наполненного сигарами Monteroy хьюмидора, который уходит с молотка за 44 тыс. евро. Самый дорогой хьюмидор приобретает китайский бизнесмен за 260 тыс. евро. Его супруга выглядит абсолютно счастливой. А вот молодой бизнесмен из Швейцарии вскоре после этого заливается горькими слезами. Он и его бразильский друг, оба под хмельком, приобрели второй по дороговизне лот аукциона: они должны выложить 240 тыс. евро за антиквариат, в котором к тому же живут пауки. При этом швейцарец хотел остановиться еще на 30 тыс. евро. Но его друг привнес в торг южноамериканский темперамент. И теперь они оказались перед дилеммой: куда отправить хьюмидор - в Цюрих или Рио?

Прибыль, полученная в ходе аукциона, пошла на счет министерства здравоохранения Кубы, которое в связи с этим направило приветственное письмо устроителям и участникам празднества. С наилучшими пожеланиями любителям сигар. В конце, когда в зале гасли последние огни, уважаемые люди Кубы в спешке растаскивали по своим машинам все, что могло пригодиться: цветочные гирлянды, початые бутылки рома, ложки, бокалы из-под шампанского. В этой стране нет недостатка только в сигарах.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru