Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 марта 2008 г.

jpk. | Neue Zürcher Zeitung

Без черного рынка жизнь в Зимбабве остановится

Топливом, валютой и мясом в стране торгуют из-под полы

На бедных задворках зимбабвийского города Булавайо молодые мужчины занимаются нелегальным бизнесом. Процветающая подпольная торговля - это единственная возможность выжить.

Майк (все имена изменены) сидит за длинным столом перед полной пепельницей и стопками различных банкнот: южноафриканские ранды, ботсванские пулы, зимбабвийские доллары и, конечно, доллары США. Дело достаточно хлопотное, но крайне интересное и доходное, объясняет 40-летний Майк, держа в углу рта сигарету и криво улыбаясь. Раньше он работал в горнодобывающей промышленности, имел приличную профессию и даже вообразить не мог, что когда-нибудь перейдет на нелегальное положение. Но времена изменились. Работы больше нет, а выжить, живя по закону, невозможно. "Без черного рынка просто не обойтись".

Пока он произносит эту фразу, раздается стук в дверь. Хорошо одетая белая женщина заглядывает в комнату и спрашивает, не может ли она купить 20 литров дизельного топлива. На бензоколонках, добавляет она, опять пусто. Собака Майка приветствует женщину, радостно виляя хвостом, очевидно, та проходит уже не первый раз. Конечно, она получит свои 20 литров, говорит Майк, однако за ночь цена снова выросла и составляет теперь 25 млн зимбабвийских долларов (описываемые события происходили в начале марта), что соответствует примерно 1,20 швейцарских франков. В какой валюте она собирается платить? В долларах Зимбабве, США, в рандах или пулах?

Дырявая граница с Ботсваной

Бензин, дизельное топливо и мясо Майк и Ричард привозят из Ботсваны. Два раза в неделю они едут на своем маленьком грузовике в соседнюю страну и заполняют бочки топливом. Кроме того, в холодильное отделение они загружают мясо, которое стало в Зимбабве большой редкостью. Как они провозят топливо через границу, Майк рассказывать не хочет. Но, как поведал один надежный источник, продавцы топлива пересекают границу там, где положено, а пропускают их еще быстрее, чем дипломатов. И все потому, что короткое рукопожатие с таможенником - это не только подтверждение дружбы, но и передача денег из рук в руки.

Топливо и мясо они продают в Булавайо за доллары Зимбабве, а затем меняют их у зимбабвийцев, возвращающихся из-за границы, на ранды или доллары США. В банке за один американский доллар платят 30 тысяч зимбабвийских, на черном рынке в начале марта за него давали 20 млн - в 666 раз больше. Затем американские доллары и ранды снова перепродаются зимбабвийцам. Например, чернокожий учитель Гидеон всегда сразу меняет свою зарплату на американские доллары или ранды, поскольку иначе из-за гиперинфляции его зарплата за несколько дней превратится в пыль.

За последние месяцы инфляция в Зимбабве, даже по официальным данным, превысила 100 тысяч процентов. В последние недели стоимость зимбабвийского доллара круто пошла вниз. Если в первую неделю марта за американский доллар на черном рынке еще давали 20 млн зимбабвийских доллара, то к середине месяца - уже 40 млн. Цена на бензин росла в том же темпе. Из-за продолжающегося дефицита иностранной валюты зимбабвийское правительство больше не может обеспечить снабжение страны топливом. По причине катастрофического положения с государственными финансами правительство уже давно не выделяет субсидии на бензин, и большая часть сделок с бензином и дизельным топливом переместилась на черный рынок.

Для того, чтобы обезопасить себя от незваных гостей и доносчиков, Майк и Ричард занимаются еще торговлей кукурузной мукой - основой питания чернокожих жителей Зимбабве. Клиенту в соседней комнате Майк показывает сто мешков кукурузной муки, которые ему удалось купить по льготной цене. Кукурузная мука, которая теперь появляется в магазинах далеко не каждый день, не предназначена для того, чтобы делать на ней прибыль, они отдают ее по закупочной цене семьям, живущим по соседству. Таким образом они помогают беднейшей части населения и одновременно страхуют себя от неожиданного появления гостей из полиции.

Абсурдная система валютного регулирования

Майк с полным на то основанием утверждает, что без черного рынка в Зимбабве уже давно ничего не функционирует. Меж тем из-за абсурдной системы валютного регулирования, установленной зимбабвийским правительством, почти каждый зимбабвиец вынужден лавировать вне рамок правового поля. Сейчас уже и само правительство оказалось вовлеченным в черные схемы. Если правительство Мугабе срочно нуждается в валюте и не может получить ее путем введения новых норм, то оно покупает необходимые американские доллары на черном рынке. Во время таких акций зимбабвийский доллар обычно в очередной раз резко падает, ведь, чтобы купить на черном рынке американские доллары, эмиссионный банк печатает новые деньги.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru