25 марта 2010 г.

Ивэн Коллуэй | New Scientist

Знакомьтесь, "женщина Икс" - предполагаемый новый вид человека

Возможно, открыт новый вид людей - точнее, реликтовый гоминид, отличающийся как от homo sapiens, так и от неандертальцев, сообщает The New Scientist. На эту гипотезу наводит ДНК окаменелой фаланги пальца, найденной в Сибири, пишет корреспондент Ивэн Коллуэй.

"Женщина Икс", как прозвали особь, которой принадлежал палец, имела общего предка с современным человеком и неандертальцем приблизительно 1 млн лет назад, но затем пути эволюции разошлись. Данная особь жила 30-50 тыс. лет назад и, видимо, по соседству с людьми и неандертальцами, говорится в статье. "Прежде антропологи считали, что в позднем плейстоцене в Евразии не было других гоминидов, кроме неандертальцев и людей", - отмечает газета. Эту идею опровергло открытие 17-тысячелетнего homo floresiensis, прозванного "хоббитом", но многие ученые считают его аномалией, возникшей в изоляции. Открытие "женщины Икс" наводит на мысль, что истинная ситуация была намного сложнее.

Палеогенетик Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Лейпциг) и его коллега Иоханнес Краузе отыскали палец "женщины Икс" в Денисовой пещере на юге Сибири и выделили из митохондрий ДНК. По кости мизинца невозможно восстановить внешность гоминида, поэтому Паабо и Краузе пока остерегаются утверждать, что особь принадлежала к неизвестному виду. Определить половую принадлежность по кости тоже невозможно, но ученые прозвали особь "женщиной Икс", так как митохондрии наследуются по материнской линии, отмечает газета. От человеческих эти митохондрии отличаются почти на 400 "букв" ДНК, вдвое больше, чем митохондрии неандертальца. Теперь ученые приступили к выделению ДНК из ядра клетки, чтобы установить, была ли у вида "женщины Икс" и ее сородичей уникальная мутация гена, отвечающего за речь и язык, характерная для людей и неандертальцев.

Источник: New Scientist