Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
25 марта 2014 г.

Кэти Энгелхарт | Foreign Policy

Путин привержен букве закона

Почему Москва приняла столь тщательные меры для того, чтобы аннексия Крыма не нарушила российского законодательства? Обозреватель Foreign Policy Кэти Энгелхарт поясняет: "Последние три недели российские политики трудились в лихорадочном темпе, чтобы внутри страны придать видимость законности действиям Москвы за границей. Это часть широкой тенденции притворной приверженности букве закона, которая была отличительной чертой советского деспотизма и крепко укоренена в сегодняшнем Кремле".

Аналитик Маша Липман замечает: "У Путина есть "пунктик" - зацикленность на букве закона при полном безразличии к его духу".

В результате Путину удалось "законно" обосновать присоединение Крыма. Возможно, тем самым проявился план будущих вторжений. "Политики Приднестровья, точно по заказу, попросили Москву составить закон, на основании которого эта территория могла бы присоединиться к России, а Харьков призвал к своему референдуму на манер крымского. Вдобавок, по некоторым сведениям, некий российский дипломат выразил тревогу за безопасность этнических русских в Эстонии", - говорится в статье.

Автор напоминает: российское законодательство не разрешает просто "прицепить" иностранное государство к границам страны. Для присоединения иностранной территории необходимо согласие страны, которой эти земли принадлежат, и подписание официального межгосударственного соглашения.

Московские политики с самого начала ссылались на некий долг России защитить этнических русских. Путин также заявил, что Россия вправе действовать в Крыму, а Крым вправе отделиться от Украины. Однако оксфордский профессор Рой Эллисон подчеркивает: "Не существует никакого права на "внешнюю" сецессию, признанного международным сообществом. В смысле права на отделение от метрополии региона (что бы ни говорилось о самоопределении). Тем более нет права государств на аннексию частей соседних стран", - добавляет он.

Однако Госдума хотела, чтобы аннексия была законной. 28 февраля был внесен проект поправок к существующему закону, который облегчил бы России аннексию территории, где проживают этнические русские, пишет автор.

Венецианская комиссия Совета Европы поспешила назвать закон "не демократическим" и "не соответствующим конституции Украины". К удивлению некоторых, 17 марта Россия пошла на уступки - отозвала проект поправок. Но Липман объясняет: "Это неважно, потому что тем временем Россия изыскала способ "законно" аннексировать Крым без подобных законов".

Другим способом стало изменение вопросов на референдуме в Крыму. После референдума Россия смогла спешно признать независимость Крыма и теоретически избавилась от необходимости переговоров с Киевом. Суверенный Крым попросил о присоединении к России, и Москва заключила соответствующее соглашение.

Последующие "должные процедуры" тоже внешне соблюдались, пишет автор.

У крымчан, которые против присоединения к России, было мало времени на выражение своей обеспокоенности.

"И тут пригодятся другие новые правовые меры, которые протолкнул Путин", - говорится в статье. Например, закон, который разрешает без решения суда блокировать сайты с экстремистскими материалами или призывами к несанкционированным публичным собраниям.

Также есть закон, запрещающий публичные призывы к действиям, нарушающим территориальную целостность РФ. Автор комментирует: "Возможно, это значит, что граждан Крыма (ныне "россиян", по логике Кремля) могут посадить в тюрьму за высказывания против аннексии".

Но зачем тратить силы на создание видимой законности? Одна из причин, на взгляд Кэти Энгелхарт, такова: Путин может утверждать, что действовал согласно российским законам, и "ему еще проще изобразить США и Европу как страны, которые вмешиваются во внутренние дела".

"Но это настояние на "законном" процессе - вероятно, еще и ход с дальним прицелом: четкий сигнал другим пророссийским территориям о том, что последует, если они тоже проведут референдумы", - пишет автор.

Липман считает, что шаги Москвы наверняка повторятся во внутренней и внешней политике. "Абсурдное вопиющее беззаконие объявляется законным, - говорит она, - и тебе остается лишь негодовать и чувствовать свое бессилие".

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru