Когда такие либералы как Чубайс и промышленники как Черномырдин, занимались распределением государственной собственности среди новой номенклатуры, Ельцин спросил: "Каким государством станет в будущем Россия - империей, следуя историческим традициям или современной республикой по образу и подобию западных демократий?"
Тогда этот вопрос остался без ответа, потому что требовал основательных изменений в конституции страны и, что гораздо важнее, в национальном сознании (менталитете). Обеспечить эти предпосылки тогда было не возможно. Вопрос этот был задан в период масштабной ?переоценки ценностей? в России. Однако нельзя обманываться: в действительности западная демократия и рыночная экономика - ?рыночная демократия?, по выражению американцев - оставили свой след в России, но не ?завоевали? ее. Кроме того, не следует отрицать, замечает немецкая газета, что в самом демократическом режиме существует множество внутренних противоречий. В результате в современной России от прозападных настроений эпохи Горбачева почти ничего не осталось.
В России проходят парламентские и президентские выборы - какой прогресс! С другой стороны, немецкая газета напоминает, что переизбрание Ельцина на последних выборах сопровождалось финансовыми злоупотреблениями и коррупцией огромных масштабов. Российские СМИ стали многоликими - какое достижение! Однако в ходе второй чеченской кампании все они снова стали строго придерживаться проправительственной линии.
По мнению немецкой газеты, на предстоящих российских выборах наибольшие шансы имеют кандидаты, которые олицетворяют ?скепсис по отношению к Западу и представление о сильной, независимой России?. На эту роль хорошо подходит новый кремлевский ?протеже? Путин, однако еще больше этому образу соответствует Евгений Примаков. Именно они уже давно ответили на вопрос Ельцина о будущей России: Россия - империя, она должна вернуться к самой себе, освободившись от тлетворного (западного) влияния.
Если о Путине известно очень немного, то о Примакове практически все. В России Примаков считается умеренным, но решительным ?державником?, сторонником исторического (но не советского) традиционализма и государственного регулирования экономики. Россия всегда - еще в царские времена - мечтала о могуществе. Сегодня речь идет о восстановлении утраченного баланса власти по отношению с США. Примаков - осознанно и инстинктивно - стремится к этому. Он положительно относится к идеи ?мировой коалиции? России и Китая. В действительности такая коалиция маловероятна, но тема эта глубоко укоренилась в оскорбленном сознании российского населения. Ущемленная национальная гордость и военные действия на Кавказе создают ситуацию, в которой наибольшие шансы быть избранным имеет именно такой человек, как Примаков.